Проиграв в несколько приёмов (сначала на выборах президента в 2013-ом, потом на парламентских выборах 2016-го) борьбу за власть у себя в Грузии, Саакашвили попытался максимально использовать имеющийся у него в запасе украинский плацдарм. Для того, чтобы а) переждать здесь время до новых выборов на своей родине и б) сохранить и приумножить возможность влиять на политические процессы как в Украине, так и в Грузии. С целью использования этого плацдарма с максимальным КПД, бывший глава Грузии быстро и легко отказался от гражданства своей страны. И направил громадные усилия на раскрутку себя как украинского политика. Пока он возглавлял Одесскую область, в решении этой задачи бывший президент Грузии существенно продвинулся. В том числе с помощью масштабных красочных форумов по борьбе с коррупцией по всей Украине и оглушительно громких обвинений в адрес целого ряда ТОП-персон украинской политической и бизнесовой сфер.
Ключ успеха и одновременно самое уязвимое место взлёта Саакашвили на новой родине – его кипучая и широкомасштабная деятельность была завязана на его беспрерывном пиар-продвижении себя собственными усилиями непосредственно в Украине. Стоило президенту Порошенко выслать противника из страны без права возвращения – и аннигиляция раздутого самим экс-президентом Грузии пиар-феномена «Саакашвили – фронтмен реформ без страха и упрёка» была вопросом времени. Причём очень непродолжительного.
Поскольку украинский политпроект грузинского политика «Рух новых сил» - вождистский проект Саакашвили. В кристально чистом виде. Созданный его личными усилиями исключительно под его же раскрутку, непосредственно в политико-медийном пространстве Украины и для решения конкретных задач опять же его, Михеила Сааакашвили. Поскольку из этого пространства власть его партийного детища был предрешен вопросом ближайшего будущего. Распыление личного политического рейтинга Саакашвили подчиняется тем же законам. Разве что этот процесс идёт чуть медленнее - из-за поправки на его позитивное восприятие частью украинцев как успешного грузинского реформатора, способного повторить "грузинское чудо" и в Украине.
В результате, будучи в феврале этого года практически полностью выброшенным из украинского политического контекста, Михо Саакашвили оказался перед выбором – вести изнурительную и бесперспективную борьбу за скорое возвращение в Украину или предпринять N+1 попытку вернуться в родной грузинский полит-контекст. После того, как месяц назад он проиграл в Украине суд по своему выдворению в Польшу, а популярность его политсилы скатилась на показатель 0,6% (с 11,6% популярности полутора годами раньше, в начале 2016-го) экс-президент Грузии решил поставить проект «Саакашвили - украинский политик» на паузу. И снова заняться грузинскими делами.
Что он и сделал на днях. Как всегда ярко и с его фирменными элементами провокации – потребовав от действующего грузинского президента Георгия Маргвелашвили вернуть ему грузинское гражданство. И тут же оскорбив грузинского лидера: «Маргвелашвили – абсолютный трус, потому что, в первую очередь, он отнял у меня гражданство. Если у него есть элементарное мужество, если в нем есть хоть капля человеческого, пусть вернет мне грузинское гражданство».
В Грузию, которую он покинул ещё в 2013 году, после завершения своего второго президентского срока, Саакашвили якобы собирается вернуться к президентским выборам этой осенью. Якобы – потому что грузинская власть точно так же как украинская не желает видеть бывшего президента на родине. Потому что 28 июня Тбилисский городской суд признал Саакашвили виновным в деле 2005 года об избиении депутата Валерия Гелашвили.
И приговорил его заочно к шести годам лишения свободы. Получать такого политического заключенного как Саакашвили официальный Тбилиси хочет меньше всего. Поэтому сделает всё возможное для того, чтобы не допустить его возвращения в страну.
Само собой, в Тбилиси отдают себе отчёт, что Саакашвили, и находясь за пределами страны, будет делать всё возможное для поражения нынешней власти на осенних выборах. Однако, как показали парламентские выборы в Грузии октября 2016 года, пределы этого возможного сильно ограничены. Тогда играющий на грузинском поле против власти одесский губернатор Саакашвили потерпел полное фиаско. Кандидаты от его партии «Единое национальное движение» не победили ни в одном из 50 округов. Зато на 48 из 50 избирательных округов победила правящая партия «Грузинская мечта». Её поддержали 48,6% избирателей, в результате чего она получила конституционное большинство - 115 мест в парламенте из 150. Партию Саакашвили поддержали 27% грузинского электората - таким образом ей досталось в парламенте всего 27 мест.
Судя по данным нынешних рейтингов лидеров Грузии и Саакашвили, осенью 2018-го повторится ситуация двухлетней давности. То есть, Саакашвили не удастся вернуться на коне в грузинскую политику. Опять. Почему и на этот раз не удастся – это тема отдельного, очень большого и обстоятельного разговора. Для нас тут важно то, что, перефразируя популярную некогда песню. можно констатировать: «Мише ты не скажешь «До свиданья!», Миша не прощается с тобой». А именно – после поражения в Грузии Саакашвили неизбежно попытается снова вклиниться в украинскую политическую борьбу. Благо у него для этого будут и возможности (одни за другими в нашей стране пройдут сначала президентские, а потом парламентские выборы), и время: президента выбираем весной следующего года, а парламент – осенью.
Да, собственно и сам Саакашвили этих намерений особо не скрывает. «В Грузии я поддержку кандидата в президенты от широкой народной коалиции, а в Украине продолжу борьбу за то, чтобы украинцы жили не хуже швейцарцев», - не разменивается по мелочам амбициозный грузинско-украинский политик. Который снова и снова всё пытается усесться на два стула одновременно...