Дословно: "Любое давление на предпринимателя считаю недопустимым и требую от руководства Государственной налоговой службы, других правоохранительных органов вести решительную борьбу с подобными проявлениями". При этом подчеркнув, что особенно это касается работы с малым бизнесом, фермерскими и крестьянскими хозяйствами, физическими лицами, которые "должны стать надежным фундаментом национальной экономики".
В конце мая в Украине уже проводились совещания, темой которых было создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Все вроде бы хорошо, но… хорошо только с постановкой вопроса. Озвучен он правильно. И только.
Кстати, Государственная налоговая служба (ГНС) не является правоохранительным органом. Тут конечно Президент оговорился по Фрейду. Ибо ГНС в Украине фактически выполняет свои фукции как силовой орган. Давайте «ближе к телу», к несчастному телу малого бизнеса, испещренного шрамами от разного рода «кровососущих».
На просторах интернета можно найти интересную карту мира, разрисованную шестью цветами, под названием «World Map of the Index of Economic Freedom», или попросту коэффициент экономической свободы. Я даже особо не удивился, что Украина на этой карте залита красным. Наш коэффициент (index) звучит как «repressed». Как удачно подобран термин. Что конкретно значит это английское слово? «Сдерживаемый», «угнетаемый» или «подавляемый». Вот последний вариант наиболее точно описывает состояние нашего украинского бизнеса в целом и наиболее удачно он подходит для описания состояния малого и среднего бизнеса (МСБ).
Что же подавляет МСБ? А в принципе все, что приводит к вмешательству в хозяйственную деятельность. Более того, это относится как к вполне законным процедурам, так и к тем, которые не вписываются в рамки законодательства. Ибо и одни и другие просто мешают предпринимателю работать, отнимают у него время и, практически всегда, денежные рессурсы.
Давайте сначала разберемся с законными. Это обычные проверки. Контролирующих органов у нас много и все они имеют вполне законное право осуществлять контроль над бизнесом. Право имеют и пользуются им на все 100%, при этом, это право абсолютно не всегда есть их обязанностью.
Если взять количество контролирующих органов, то на сегодня заявляется их приблизительно 36. Почему приблизительно, потому что на самом деле никто точно не скажет цифру их количества, даже само государство. Возьмем простой пример для арифметики. По роду деятельности предпринимателя он попадает под постоянный котроль что-то около 10 органов. Если все эти органы решат предпринимателя проверить, то исходя из длительности проверки ограниченной десятью днями, получается, что в год чисто теоретически 100 рабочих дней предприниматель будет занят проверяющими. А любая проверка – это «вырванные годы» и препятсвие в ведении деятельности. То есть, элементарно потеря прибыли или дохода. Ну тут мы уж не будем интегралами считать. Будем укрупненно.
Дайте людям покой. Не нужно помогать. Вы просто десять лет не трогайте малый и средний бизнес. И я уверен, что он станет локомотивом, который подтолкнет экономику вперед и даст стране развитие
— Дмитрий Фирташ
И это мы ещё считаем без правоохранительных органов. А к кому ни разу в жизни они не приходили? То-то же. Итого имеем в сухом остатке потенциально чуть ли не полгода в простое. А можно еще сюда добавить и физический простой в налоговой при сдаче отчетности или получения какой-либо бумажки, но это уже мелочи.
Но раз мы добрались до правоохранительных, то тут стоит отметить, что очень мало их визитов четко вписывается в законные рамки. И какая же главная задача приходящих. На самом деле их задача заставить предпринимателя договариваться. Отнюдь не проверить, а именно договориться. Договориться, чтобы продолжить спокойно работать. То есть, купить свободу своей деятельности. А можно ли обвинять бизнес за то, что он платит за возможность работать?
И вот тут возникает вопрос, что происходит с бизнесом несущим убытки из-за вмешательства и вынужденным покупать собственную свободу? Путей компенсации потерь несколько.
Можно просто поднять цены на свои товары и услуги, но это не выход, потому что повышение цены отпугивает клиента. А как поступать с наемными, которые в период проверки ограничены в выполнении своих рабочих обязанностей? Можно честно сказать, что зарпалаты за этот период не будет, потому что работы практически не было. Тоже не выход. Все мы живые люди, да и наемный по большому счету не виноват в том, что его работодателя «кошмарят». Но не может же предприниматель постоянно компенсировать убытки из своего кармана. Вот он и вынужден часть своей деятельности приятать в тень. Для того, чтобы компенсировать финансовые затраты на взятки и откаты. Выходит, что государству по большому счету выгодна такая ситуация. Государство точно знает, что у всех «рыльце в пушку».
Вот теперь и понятно, почему наш коеффициент экономической свободы repressed. Дословно – в Украине нет экономической свободы. Мы попали в зону экономической НЕ свободы. Кстати, рядом с нами Беларусь тоже кровавая. В список стран где из предпринимателя пьют кровь попали также Северная Корея, Туркменистан, Иран, Бирма, Бангладеш, Ливия, Чад, обе Конго, Ангола, Центрально Африканская Республика, Эритрея, Лесото, Коморские острова, Куба , Венесуэла, Гаяна. Прочтите список и почуствуйте колорит. Вписывается ли сюда Украина? А вот у наших соседей россиян дела лучше. Грузия и Казахстан имеют ещё более свободные условия для ведения бизнеса. И даже у Гондураса дела лучше, чем у нас. Вот такие вот дела.
Теперь вернемся к тому, с чего мы начали. Что же нужно потребовать от контролирующих органов и силовиков, чтобы в Украине воцарилась благоприятная среда для свободного развития МСБ. В самую первую очередь нужно сменить ударения. Необходимо на государственном уровне полностью устранить любое вмешательство в процесс ведения хозяйственной деятельности. Если государство думает, что у нас весь бизнес поголовно преступники, то надо менять мыслительный процесс чиновников. Бизнес уже давно перестал быть барыгой. А те негативные моменты, которые «выдавливают» бизнес в тень создает исключительно само государство. Предприниматель желает спокойно и не таясь работать и платить понятные, справедливые и прозрачные налоги без взяток и откатов. Необходимо законодательно запретить любого рода вмешательство в бизнес вплоть до уголовной ответственности.
После введения в действие налогового кодекса утратили свою силу много законов касавшихся налогообложения. Логично предположить, что государство готово начать партнерские отношения с МСБ с чистого листа. Тогда необходимо принять закон о Налоговой амнистии МСБ, который будет предусматривать запрет применения каких-либо санкций согласно старого законодательства. И вообще, вопрос о том, какой должна быть налоговая амнистия МСБ предлагаю обсудить в следующей статье.
Далее необходимо кардинально уменьшить количество контролирующих органов и ограничить количество проверок вообще. Предприниматель, платящий налоги и создающий рабочие места, вообще должен быть освобожден от проверок.
Для защиты МСБ необходимо ввести институт уполномоченных по защите прав предпринимателей (омбуцмен по права предпринимателей), о котором уже говорилось в СМИ. В России уже пошли по этому пути. Конечно, необходимо провести кардинальную реформу государственной налоговой службы, сделав из него более консультативный орган. И это только самые главные и крупные необходимые изменения, которые лежат на поверхности.
При такой постановке вопроса малый и средний бизнес станет главным стимулом предпринимательской активности общества. У МСБ есть огромный неиспользованный потенциал. Но вопрос – нужно ли это государству? За более чем 20-ти летнюю историю ставка всегда делалась на крупный бизнес. Но крупный без мелкого не может эффективно развиваться. Мы готовы уже сейчас предлагать изменения, которые пойдут на пользу как МСБ, так и Украине в целом.
Главное быть услышанными.