В преддверии рассмотрения в Верховной Раде госбюджета-2016 пытался одному депутату объяснить, что социальные обязательства – это не всё, что тратится на народ. Да, есть такая статья, есть также статья на образование, есть - на здравоохранение. И они не поглощаются. Например, статьи на здравоохранение и образование – это должны быть инвестиции в человеческий капитал, чтобы украинцы были умными и здоровыми. Убежден, их сокращать нельзя ни в коем случае. А социальная политика – это поддержка пенсионеров, малоимущих, охрана материнства и детства, а также иное вплоть до социологических исследований. Вот тут предложил ему подумать об эффективности использования бюджетных денег. Более того, привел депутату интересные цифры: в последние годы прирост внутреннего спроса у нас шел за счет потребления, а на что он уходил? Итак, из 100грн. прироста - 53-57% покрываются инфляцией, 22-25% покрываются импортом, и лишь 1грн. из пятидесяти – стимулирует внутреннее производство. Что показывают эти цифры? А то, что если сейчас мы будем стимулировать потребление, то на 50-60% будем стимулировать инфляцию, остальное – импорт, и только на 20% - внутреннее производство. Не хочу сейчас говорить, что – плохо, а что – хорошо. Пусть думают А.Яценюк и В.Гонтарева, но важно для них и для народных депутатов отметить, что стимулирование потребления населения приведет к инфляции и росту импорта, особенно при стабильном обменном курсе.
Поэтому, например, НБУ надо бороться с инфляцией не за счет кредитного рынка, а бороться с инфляцией путем развития кредитного рынка. Судите сами, в последнее время малый и средний бизнес массово уходит в «тень». Об этом много говорят представители нашего Минфина, всё увеличивая и увеличивая налоговое давление на бизнес, и очень мало сами бизнесмены говорят на эту злободневную тему. Но вот в беседе один предприниматель мне очень точно сказал: «Главная причина моего ухода в «тень» - это создание так называемого «страхового фонда» от постоянной смены властями налоговых правил. - И далее добавил, - А правила неофициальной экономики проще и понятнее для бизнеса, плюс меньше рисков».
А сейчас давайте подумаем, сколько у нас экономик? В частности, что включает в себя теневая экономика? Прежде всего, неформальная - не учитываемая и не зарегистрированная госорганами финансово-хозяйственная деятельность. Дальше – есть нелегальная или неофициальная. И еще ключевой вопрос, а какое процентное соотношение теневой и криминальной или преступной экономик? Наконец, дошли до вывода: масштаб теневой экономики и масштаб коррупции – взаимосвязаны. И точку надо поставить вопросом, мол, оптимизация налогообложения относится к теневой экономике? И тут мнения разошлись: для одних – это умелое использование налогового законодательства, а уклонение от налогов – это уже теневая экономика.
Итак, думаю, уже всем ясно и понятно, что налоговая система – это залог здоровой экономики, и осуществление реформ без приведения налоговой системы в соответствие с экономической ситуацией в стране обречены на провал. Это так! Мы дошли до «точки», петух уже клюнул. Время сегодня требует крутого разворота нашей экономики и соответственно проведения кардинальной налоговой реформы.
Вспоминая 90-е, а начал я заниматься бизнесом в 1992 году, став акционером Украинской фондовой биржи, сегодня задумываюсь, а возможно ли проводить налоговую реформу не создавая болезненные ощущения для наших людей? Ведь очень трудно выбить из украинцев те стереотипы, что все ранее проводимые реформы налоговой системы чаще всего сопровождались серьезными проблемами на уровне конкретного предприятия, конкретной семьи. Неужели, это наша неизбежность? Уверен, нет такой неизбежности, налоговую реформу можно и нужно проводить без шоков и надрывов. Но если у Кабмина и у ВРУ не получается так, то надо честно людям об этом сказать. У нас есть классные специалисты, которые смогут успешно провести экономические реформы. В частности, готов в прямом эфире с А.Яценюком доказать перспективность своих концептуальных подходов к реформированию экономики Украины.