Более того, на протяжении последних лет 15-ти наши финансовые власти создавали такую экономику Украины, где ключевым составляющим элементом является финансовый сектор. Однако, еще в 50-е годы прошлого века финансовый сектор во всем мире получал до 10% совокупной прибыли. Сегодня этот сектор у нас в стране по оценкам различных экспертов получает более 50%. И вот сегодня особенно остро встал вопрос, может быть снова нужно для финансистов снизить до прежних 10% размер получаемой прибыли? И также всё чаще стал слышать от крупных чиновников предложение о том, что, дескать, давайте увеличим для банков норму резервирования до 15% и больше не будем понижать учетную ставку НБУ. Дескать, при этом слабые банки у нас разорятся, но зато останутся только сильные. Ведь и так уже сейчас помимо 50 банков, находящихся в стадии ликвидации, потенциально неплатежеспособных насчитывается не менее 30 кредитных учреждений. К тому же в эти дни многие предприниматели и топ-менеджеры столкнулись с огромными рисками и в первую голову – валютными и кредитными.
Думаю, уже все поняли – надо хеджировать риски и реструктуризировать долги. И это дополнительное обстоятельство должно, наконец-то, заставить министерство финансов и Национальный банк Украины не откладывать в долгий ящик законопроекты о финансовых производных (деривативах) и «О финансовой реструктуризации». Ведь из-за отсутствия этих законов мы никому на украинском рынке не предоставляем возможность для хеджирования своих рисков, и для реструктуризации проблемных кредитов в соответствии с принятой на законодательном уровне методологией.
Главное, чтобы не получилось, как всегда. Ведь, у нас, как ни странно, очень многие смеются над украинским законодательством, но и плачут от этих же законов. А за последний год наш рынок сильно изменился. В дальнейшем на всех его сегментах ожидаются еще более серьезные изменения, которые, вероятнее всего, приведут к переменам во всех сферах экономики страны. Будет в ближайшее время усовершенствована нормативная и технологическая база рынка. Сформируется новая структура участников. Конечно же, изменятся и функции рынка, как части украинской экономики, его объемные и динамические характеристики.
Почему в этом убеждены многие украинские и зарубежные эксперты? Потому что следующий цикл активности начнется только тогда, когда профессиональные участники придут на рынок с новыми идеями, планами и дополнительными инвестиционными ресурсами. Недавно эти и другие актуальные вопросы обсуждал с руководителями инвестиционно-финансового холдинга «DM-Капітал» и в ходе дискуссии утвердил себя в мысли, что сегодня, в частности, прогнозы строить на основании фондовых индексов все-таки нельзя. Какой бы ни был индекс, но все равно это прошлое, а на принятие решений чаще всего влияют совершенно другие факторы. Какие? На первое место поставил бы уверенность предпринимателя в себе и его смелость подвергнуть сомнению достижения любого авторитета.
Поэтому если сейчас мне задать вопрос, что лучше на рынке – уметь быстро реагировать или обладать правильным прогнозом? Без колебаний отвечу: «Лучше уметь быстро реагировать». Ведь анализ всегда может подвести. А если нет нормального и эффективного механизма реагирования, то любая стратегия может проиграть. Особенно сегодня. И особенно это важно для финансово-экономического блока Кабмина А. Яценюка. Министрам нужно очень осторожно относиться к тем антикризисным программам и стратегиям, которые не обладают механизмами быстрого реагирования в случае провала. Вспомните известное выражение о том, что умный может справиться со сложной ситуацией, мудрый же в нее не попадет.
И всё же, потенциал падения рынка еще не исчерпан. Стоит задуматься, что мы будем делать, если в 2016 году отечественная экономика не поднимется. Наконец, защита стабильности национального рынка в условиях повышения рисков начинается там, где удается находить баланс между тем, как мы зависим от рынка и как рынок зависит от нас. И, конечно же, решения Кабмина и Верховной Рады должны опережать наш рынок, а не наоборот. Увы, чаще пока бывает наоборот.