Да и как могло быть иначе при 30% учетной ставке НБУ. Ведь проценты за кредит в текущих условиях значительно выше рентабельности практически всех отраслей нашей экономики. К тому же Верховная Рада утвердила очередной прогноз снижения ВВП в 2015 году на 5,5% при инфляции 26,5%. Это стратегическая ошибка финансово-экономического блока Кабмина и Национального банка Украины, которые подняли стоимость денег до максимальных уровней. Тем самым спровоцировав банки на повышение ставок по депозитам, а предприятия – работать исключительно с дорогими и короткими деньгами. Теперь чтобы обслуживать кредиты, производственники вынуждены поднимать цену на свою продукцию, внося свою лепку в раскручивание инфляции. В итоге НБУ не сдержал инфляцию, а получил прямо противоположный результат. И что теперь с этим делать? Прежде всего, оценить размеры ущерба от этой стратегической ошибки и, понизив учетную ставку НБУ до 10% – 12%, начать кредитование «точек» роста в реальном секторе экономики. Иначе производство в стране будет вовсе свернуто.
Да, сегодня нас не столько интересуют факты, сколько причины и последствия. Поэтому сегодня ключевой вопрос, чем мы сможем рассчитаться со своими кредиторами? Имуществом, землей или либеральными законами? Ведь в настоящее время мы сильно придавлены последствиями военно-политического и финансово-экономического кризисов. В том числе огромными государственными долгами и девальвацией, инфляцией и безработицей. Слишком многие компании и предприятия продолжают снижать расходы, поскольку сомневаются в том, что рост экономики Украины возобновится.
На таком фоне, как мы хорошо знаем, 12 марта прошел телевизионный отчет по случаю 100 дней Кабмина А.Яценюка. Особенно выступления министров финансово-экономического блока сильно напоминали заседание союза меча и орала. Лейтмотив выступлений – никаких ограничений для рынков и для разгосударствления с последующей приватизацией предприятий не должно быть. Не будет и агрессивного кредитования «точек» роста в реальном секторе экономики. Не будет новых эмиссий под эти задачи. Ничего. Даже собираются к концу текущего года ликвидировать министерство экономического развития и торговли Украины.
В этой связи, конечно, следует напомнить, что по данным Минфина на 1 февраля 2015 года государственный долг нашей страны составил 1 триллион 113,5 миллиардов гривен (около 616 миллиардов мы должны международным заемщикам, остальное - долги перед внутренними кредиторами). При этом Верховная Рада увеличила доходы госбюджета-2015 на 22 млрд. гривен до 498,1 млрд. гривен и расходы на 35 млрд. до 563,21 млрд. гривен (правда, не знаю, как чиновники это собираются выполнять).
И, судя по выступлению министров по случаю 100 дней Кабмина, наша экономика еще не достигла дна, от которого она могла бы оттолкнуться. Значит, вероятнее всего, власти и дна еще не видят. Поэтому в текущем 2015 году мы увидим дальнейшее падение экономики, а также ухудшение макроэкономических показателей и социальных стандартов. И совсем уж непонятно, с чего выплачивать очередной многомиллиардный кредит МВФ?
Но так плохи дела далеко не во всех странах. Например, по итогам прошлого года ВВП Соединенных Штатов выросло на 5%. Очень успешно со своим кризисом борется Китай. В частности, китайские лидеры, в отличие от украинских, действуют достаточно агрессивно, удваивая государственные расходы на строительство инфраструктуры и таким образом, достойно отвечая всем скептикам, высказывающим сомнения в отношении будущего китайского экономического роста.
Так, например, в конце прошлого года влиятельная комиссия КНР по национальному развитию и реформам утвердила план по выделению $115 млрд. долларов на строительство 21-го сверхкрупного объекта инфраструктуры, в том числе на новые аэропорты и высокоскоростные железные дороги. И также хотел бы отметить, что за последние годы Китай построил крупнейший в мире надводный мост, крупнейшие аэропорт и газотранспортную систему, а сейчас занят прокладкой тоннеля в два раза длиннее, чем дорога под Ла-Маншем, и канала, альтернативного Панамскому.
И возвращаясь к выступлениям министров КМУ 12 марта, невольно остановливаешь себя на мысли, дескать, просто зацементировалась у них традиция еще советской эпохи – говорить правду о дне вчерашнем, для того, чтобы показать величие планов на будущее. Однако уже пересмотренный госбюджет-2015, снова придется подгонять под новые экономические реалии. Думаю, где-то в мае текущего года будет понятно, что и его мы свести не сможем. Даже при этом курсе гривны, который, к сожалению, для бюджета, начал укрепляться.