Понятно, что в Украине модельная ситуация, т.е. происходящее не случайно, а смоделировано с учетом развития нескольких сценариев. И, к сожалению, стать ближе к Европе нам пока не удалось. Да, подписали соглашение об Ассоциации с Евросоюзом. Но, видимо, далеко не все изучили и тем более реализовали на практике требования, изложенные на 1200 страницах и в 7 разделах. Не поэтому ли применение договора о свободной торговле отложено. Не сбылись и надежды на безвизовый режим с ЕС. Не начали воплощать в жизнь и Украинскую идею «Стратегия 2020», включающую 62 реформы и 2 национальные программы. И, по-моему, власти так и не хотят понять, что один из основных мировых уроков реформаторства заключается в том, что нет ничего хуже отложенных реформ. Когда власть сознает, что реформы необходимы, но сталкиваясь с какими-то препятствиями или сопротивлениями, она их из-за этого откладывает. Дело в том, что реформы всегда полезнее. Но из-за опоздания они потом проводятся гораздо болезненнее и с большими затратами. А у нас в Украине при текущем состоянии экономики и вооруженном конфликте на востоке страны реформы вообще надо проводить быстро и даже спешно.
В мировой истории война – проверенный антибиотик от кризисов, она позволяет списывать долги и давать миллионам мужчин работу. Правда, отдельные современные эксперты, рассматривают войну еще и как огромную корпорацию. И в условиях свободного рынка эта корпорация, видя перед собой конкурента, стремится его уничтожить любыми способами. Если быть точнее, то осуществляется как бы недружественное поглощение конкурента на рынке слияний и поглощений.
Судите сами, мир динамично меняется, и мы узнаем о том, что появление частных военных компаний и легкий доступ к современному вооружению сильно подрывает государственную монополию на применение силы и ускоряет возникновение новых отношений внутри страны. Мое поколение хорошо помнит, что в конце «холодной» войны Югославия была разделена на 5 стран, а СССР - на 15. И единой Германии тогда тоже не существовало. А сейчас в сложном и затяжном периоде военно-политической и экономической турбулентности находятся Сирия, Ирак, Ливия и т.д. Еще несколько лет назад была единая страна Ирак. Сегодня – это фактически четыре маленьких страны.
Поэтому, размышляя над последствиями таких недружественных поглощений, невольно вспоминаются не только слова французского императора Наполеона Бонапарта I о заботливом внимании к собственной армии, а и произнесённое по телевидению 17 января 1961 года знаменитое «Прощальное обращение к нации» президента США генерала Дуайта Эйзенхауера (кстати, он закончил военную академию Вест-Пойнт), которое заканчивалось словами: «Следите за военно-промышленным комплексом, это смертельная опасность. The Boeing Company не перестанет собирать бомбардировщики. Не важно, нужны ли бомбардировщики. Ведь это приносит деньги».
Да, после объявления независимости Украины, наши власти полагали, что все вокруг нас союзники. И вот мы дошли до той точки, когда перестали действовать опосредованно. Но где в руководстве нашей страны профессиональные военные, которые бы закончили хотя бы высшее военное училище? Как, например, бывший нардеп Анатолий Гриценко. Лично с ним не знаком, но, думаю, у него была бы ясная и верная логика поступков в текущей очень сложной военно-политической ситуации.
Итак, как свидетельствует практика предыдущих лет, если комплексные реформы большей частью будут заторможены, то в последствие и вовсе они не будут проведены. И тогда, например, сколько Украина потеряет от не проведения структурных и институциональных реформ?! Сможем ли мы провести коренные военно-политические и экономические реформы с созданием современных Вооруженных Сил и новой модели поддержки «точек» роста в реальном секторе экономики за два года?
Больше времени у нас нет на то, чтобы перейти от вооруженного противостояния на востоке страны и кризиса украинского рынка к стабильному миру и твердой гривне. При этом проводя реформы не с помощью применения силы, а убеждая и управляя без силы.