Нас готовят к росту инфляции и тарифов естественных монополий

Уже только из-за очень слабых экономических индикаторов, рисков на валютном рынке и ситуации с инфляцией, первая половина 2015 года для экономики Украины уже потеряна; размеры зарплат еще больше сократятся, что приведет к значительно большему ослаблению потребительских расходов.

Фото: Макс Требухов

Арсений Яценюк видит, что не может спасти экономику, но чтобы оттянуть конец, он с Нацбанком девальвирует гривну и снижает реальные доходы населения в надежде на то, что вдруг для спасения людей кто-то из-за рубежа подбросит несколько миллиардов долларов США. Если бы Кабмин думал о будущем Украины, то надо было давно ограничить отток капитала из страны и, возможно, зафиксировать в определенном «коридоре» гривну. И когда, наконец-то, НБУ перестанет играть «с огнем» и с гривной? Думаю, терпение людей уже на пределе. Не собираюсь учить руководство НБУ и министров финансово-экономического блока правительства, но уже всем предпринимателям очевидно, что ведут они нас в неправильном направлении. Какой они хотят, чтобы мы в начале 2015 года увидели курс за $1 – 20 грн., 25 грн. или все 35 гривен? Зачем нам это нужно? К тому же осенние месяцы были традиционно провальными для украинской экономики, в бюджете ресурсы иссякают, падают таможенные доходы от экспорта, просто огромные социальные траты. И надо быть готовыми к дальнейшему ослаблению курса гривны, росту инфляции и тарифов естественных монополий.

А наши власти, как заговоренные, не хотят понимать, что этот системный кризис несет в себе не только новые возможности, а и серьезные опасности. И для экономики Украины эти вызовы не абстрактные, а вполне конкретные. Вот почему нас всё больше заставляют волноваться следующие макроэкономические данные. Итак, в ноябре сильнее всего подорожало отопление, тарифы выросли на 26,8%. На 6,9% подорожала горячая вода, на 6,3% - твердое топливо (уголь, дрова). Из-за упавшей гривны существенно выросли цены на автомобили (10,3%), турпутевки (6,4%). На 3% стали дороже лекарства.

По данным Госстата Украины, за прошлый месяц потребительские цены выросли еще на 1,9%. Из продуктов питания больше всего подорожали овощи и рис - на 4-6%. Инфляция в Украине по итогам 11 месяцев с начала года достигла 21,2%. Кстати, максимальная инфляция за последние годы была зафиксирована в 2008 году, когда цены подскочили на 22,3%. И по прогнозу НБУ, в этом 2014 году инфляция будет еще выше, и достигнет 25% - рекордной отметки с 2000-го года.

Что делать в текущей ситуации? Прежде всего, нам нужен как минимум 2-х летний план инвестиций, реализация которого способствовала бы росту занятости и доходов населения. А поэтому должно быть не на словах, а на деле реформирование украинской экономики. При этом в 2015 – 2016 г.г. важно также поддерживать политику жесткой экономии. Хотя также понятно, что и без стимулирования и новых расходов из ловушки рецессии уже Украине не выбраться.

И стартового капитала для этого тоже практически нет. Но, может быть, Кабмин и нашел бы около 1 млрд. гривен, а основную сумму порядка 20 млрд. грн. надо привлекать у частных инвесторов. То есть, этих денег пока нет. Даже если всё получится, финансирование инвестиционных проектов, дай Бог, чтобы в 2015г. составило 35-40 млрд. гривен на год. Чтобы понимать, насколько незначительная эта сумма, приведу такое сравнение: ЕС планирует в 2015 году расходовать на инвестиционные проекты 100 млрд. евро, а в США, например, в 2014 году федрезерв только на стимулирование американской экономики тратил по $85 млрд. в месяц.

Почему Евросоюз взялся за решение своих таких масштабных проблем? Да потому, что иначе ни Франции, ни Италии, ни другим европейским странам из рецессии не выбраться, а Германии – не побороть дефляцию. И все они ждут от Председателя ЕЦБ Марио Драги объявление о начале программы «количественного смягчения» в лучших традициях американских коллег. А что будут делать наши министры? Они пока молчат. Им нечего сказать своим гражданам? Или уже смирились с мыслью, что часы уже тикают, вопрос только, как скоро начнут финансовый, фондовый и валютный рынки Украины валиться, и экономика в целом – через месяц или через три?

Однако, предприниматели руки не опускают и не теряют оптимизма. Наоборот, мы задаемся вопросом: «Сколько нужно инвестиций, чтобы нивы заколосились?». Другими словами, чтобы украинские сельхозпроизводители хотя бы смогли обеспечить продовольствием нашу страну. Сейчас в Минфине по этому поводу делают расчеты, правда, пока нам неизвестно: насколько в госбюджете – 2015 смогут увеличить расходы на АПК? И всё же бизнес с надеждой думает, сумеет ли наш Кабмин пусть через пару лет довести годовой уровень инвестиций до 15-20% от ВВП Украины. И это в условиях высоких внутренних рисков и сильного внешнего давления.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram