Украине сегодня также нужно запускать машину экономики. Однако, после вчерашнего обнародования фамилий первых десяток кандидатов в депутаты на парламентские выборы от «Блока Петра Порошенко» и партии «Народный фронт» получается, что для проведения в Украине экономических реформ надо готовить два набора «КУБИКОВ». Один набор «кубиков» для Президента. Второй набор «кубиков» для Премьер-министра. И уже сейчас надо думать, какого цвета, и в каком количестве будут эти два пакета «кубиков». Наконец, самое главное – как потом монтировать вместе «кубики» разной окраски из двух пакетов? Учитывая это обстоятельство, сразу же предлагаю обеспечить авторский характер разработок Программ, Концепций и Стратегий, конечно, если дело дойдет (во что слабо верится) до публичных их презентаций. Чтобы мы знали конкретных ответственных за экономические реформы в стране. В свою очередь мы – эксперты интернет-сообщества готовы предложить альтернативные варианты, соблюдая главный принцип разработки ключевых проектов.
Известно, что Президент Украины Петр Порошенко цитирует американского Президента Франклина Рузвельта. Что ж, и я приведу цитату из инаугурационной речи 1932 года Франклина Делано Рузвельта: «Нечистоплотные действия банкиров и финансистов уже осуждены судом общественного мнения. Они противны сердцу и разуму народа... Пришла пора изгнать менял из храма нашей цивилизации, как это сделал Христос». И это не были пустые слова, т. к. первым шагом Ф. Рузвельта на новом посту Президента США стало принятие мер, направленных на оздоровление банковской системы страны. В течение первых ста дней после вступления в должность Президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе.
В то время миллионы американцев отчаялись получить назад свои вклады. И в первое же президентское утро Рузвельт закрыл все банки в Соединенных Штатах. Было запрещено вывозить из страны золото, серебро, деньги. Через четыре дня снова разрешили работать, но только наиболее надежным банкам. Им была обещана государственная поддержка и страхование вкладов заемщиков. После этого почти 2000 банков уже никогда не открылись. Однако, американцы поверили своему Президенту, и снова понесли деньги в банковскую систему.
Однако, в то трагическое для Америки время за спиной Ф. Рузвельта набирал силу заговор местных олигархов. Тех, в чьих руках тогда была реальная власть в стране. Они знали настоящую силу своего могущества и никогда не ходили «на поклон» к президентам. И делиться с голодающим населением Соединенных Штатов они также не хотели. Тогда то и началась в США настоящая битва: за власть – для одних, и за справедливость – для других. В итоге Ф. Рузвельт победил.
В тех условиях Франклин Рузвельт предложил всем подписать Кодекс честной конкуренции, создать правила, гарантировать минимальную заработную плату рабочим и их равенство в разных отраслях. Кто из работодателей подписывал этот документ – тому госзаказ и налоговая поддержка, а если «нет» - нечего было ждать помощи от правительства. Но споры о путях выхода из кризиса зачастую вязли в амбициях олигархов и крупных предпринимателей. Рузвельт не сдавался. Наоборот, в один из дней, например, он запер на ключ ведущих промышленников США в совещательной комнате Белого Дома. И предупредил их, что откроет дверь только после того, как они договорятся между собой. Именно только после этого на его стол лег «Акт о восстановлении национальной промышленности».
Государство в период Великой Депрессии начало реально и активно вмешиваться в проблемы американской экономики. И такое покушение на свободу рынка богатые расценили, как неслыханную дерзость. Безусловно, свободные рыночники Рузвельта ненавидели. Обвиняли его в социалистической ориентации. Тем более, что он ко всему этому еще и очень высоко поднял налоговую планку для богатых американцев. А вот независимые эксперты Ф.Рузвельта поддерживали. Они понимали, что степень развития производительных сил стала столь высокой тогда в США, что потребовались адекватные инструменты и меры конкретно со стороны государства.
И еще хочу вернуться к одним историческим аналогиям, но с учетом некоторых других аспектов. Напомню, в период Великой депрессии в США был лозунг: «Делайте что-нибудь, но делайте, только бы Америка не стояла на месте!» Мало кто об этом пишет, но те голодные годы в Соединенных Штатах были одними из самых красивых и ярких XX века. Известный романист Скотт Фицджеральд назвал то время «веком джаза». Назло всем бедам американцы хотели тогда танцевать и веселиться.
В архитектуре и одежде на смену роскоши пришел в те годы незаметный шик, а на губах красоток появилась ярко красная помада – это был писк моды. Если хотите – это были даже антикризисные меры. Женщины готовы были экономить на чем угодно, но только не на чулках. Реклама тогда повсюду твердила: «У девушек с красной помадой на губах больше шансов получить работу». И это тогда срабатывало. Они делали короткие стрижки, брали в руки сигареты и осваивали пишущие машинки. Они научились быть сильными и независимыми. А сегодня, как мы хорошо знаем, Америка борется с курением. Правильно считая это дурной привычкой. Хотя закурила Америка именно в годы Великой депрессии, когда было голодно и скверно на душе.
Соединенные Штаты тогда стояли перед выбором: либо революция (как, например, в России в начале XX века), либо адекватная по сложности и тонкости в период структурного и системного кризиса государственная политика. Не перед таким ли выбором стоит сейчас Украина на распутье? Не правда ли, как много поучительного есть в исторических аналогиях?