Жадность заглушает здравый смысл и чувство меры

В последнее время наши политики, нисколько не смущаясь, постоянно и нередко в резкой форме обращаются за помощью к Европейскому Союзу. Господа, ЕС – это, прежде всего, не государство! Более того, в том контексте, о котором вы ведете речь, так ЕС вообще надо рассматривать как экономический конгломерат, и как сумму суверенных долгов, отнесенных к суммарному ВВП стран Евросоюза. Плюс к этому, никто пока не может разобраться, а что же это сегодня еврозона?

Не только у нас, а и в других странах Евросоюза не меньше проблем. Замечу, 22 января 2014 года главное статистическое бюро ЕС Eurostat опубликовало данные о состоянии текущей национальной задолженности в странах-членах Европейского Союза - главной проблеме т. н. кризиса суверенной задолженности в Европе. Итак, проблема, остро проявившая себя к лету 2012 года, дала повод для обсуждения перспектив краха общеевропейской валюты евро и распада еврозоны. В марте 2012 года страны еврозоны Евросоюза заключили «пакт» о контроле национальных бюджетов органами ЕС с целью недопущения дальнейшего роста суверенных долгов. Страны-члены Евросоюза на национальном уровне вынуждены были начать политику экономии бюджетных расходов, что вызвало социальное недовольство в кризисных странах Европы.

Сведения о состоянии национального долга в странах ЕС были даны Eurostat. Итак, общий национальный долг 17-ти стран еврозоны (EU17) на начало 2014 года составил €8 трлн. 841 млрд. 823 млн. или 92,7% (!) от совокупного ВВП стран еврозоны ЕС. В аналогичном периоде 2013 года этот долг составлял €8 трлн. 529 млрд. 324 млн. - 90,0% от ВВП. Общий национальный долг всех 28-ми стран еврозоны (EU28) составил €11 трлн. 310 млрд. 458 млн. или 86,8% (!) от совокупного ВВП всех стран-членов ЕС. При этом на 1 января 2014 г. наш валовой внешний долг в размере 142079 млн. долл. США составлял к ВВП Украины 78,1%. Так кто кому должен помогать?!

Можно лишь констатировать, что чрезвычайные меры по контролю над национальными бюджетами привели к тому, что национальный долг в еврозоне, если учитывать инфляцию, перестал или почти перестал расти. Но, что важно, этот долг и не уменьшился за прошедший год. В настоящее время общий долг стран-членов Евросоюза продолжает возрастать, главным образом, за счет стран, не состоящих в еврозоне. По результатам опубликованной статистики можно констатировать, что проблема суверенных долгов все еще не решена в Евросоюзе, и финансовый кризис продолжается.

Самые высокие показатели национального долга к ВВП на начало 2014 года были зафиксированы: в Греции (171,8%), Италии (132,9%), Португалии (128,7%) и Ирландии (124,8%). Наибольший рост национального долга к ВВП страны был зафиксирован: на Кипре (11,0 процентных пункта - п.п.), Люксембург (4,6 п.п.) и Греции (3,0 п.п.). Так что в сравнении с рядом стран ЕС у нас не всё так плохо. А вот главная проблема Евросоюза – это его неоднородность с точки зрения надежности и устойчивости национальных финансовых и бюджетных систем стран-членов ЕС. И вторая ключевая проблема – это неспособность Евросоюза проводить централизованную и скоординированную бюджетную и регуляторную политику.

Если, к примеру, посмотреть на уровень государственного долга в еврозоне и в Америке, то в Европе он - ниже, чем в США (едва не достигает 17 трлн. долларов). Но все проблемы сейчас валятся на еврозону. Потому что, как говорится, ложка дегтя портит бочку меда. И поэтому Греция, Испания, Португалия и Ирландия способны подорвать доверие ко всей экономике Евросоюза в целом. Сегодня отношение инвесторов к еврозоне совершенно другое, чем к США. Они не воспринимают ЕС, в отличие от Соединенных Штатов, как надежного антикризисного партнера. И далее ситуация будет только ухудшаться.

Даже если они создадут более эффективную и централизованную систему регулирования финансового сектора, ужесточат контроль над бюджетной политикой стран ЕС, всё равно в этом бюджетном и экономическом циклах это им уже не поможет. Возможно, это поможет им предотвратить неблагоприятный этап в начале другой рецессии. Но не сейчас. В эти дни европейцы в полной мере пожинают плоды этой слабости Евросоюза, как макроэкономического и финансового координатора. Плюс у них у каждой страны-члена ЕС право «вето» на принятие любого решения. Поэтому механизм согласования и получения результатов крайне затруднен.

И что же дальше будет с европейскими долгами? Думаю, в ближайшее время эти долги будут из частного перенесены в государственный сектор. И там по-тихому начнут их реструктуризировать, продлевая сроки исполнения обязательств и т.д. Еще далее эти суверенные долги могут быть обесценены только высокой инфляцией. В истории это уже было многократно, когда рост цен съедал реальную стоимость активов. Правда, в еврозоне очень трудно это будет сделать, т.к. в Европе просто нет эффективной и скоординированной денежно-кредитной стратегии. Единственный здесь более-менее централизованный орган – ЕЦБ, но и он постоянно сталкивается с очень разными подходами отдельных стран-членов ЕС к дальнейшему управлению, например, денежной массой и отношением к инфляции. В сухом остатке ясно одно: европейские «генералы» учли только опыт прошлой войны, однако, к следующему циклу развития финансовых и долговых рынков они снова не будут готовы. И до сих пор никто не знает, какие новые угрозы и возможности могут возникнуть.

Господа, так кто кому должен помогать?! Что им самим-то делать? Лично я предложил бы им все суверенные долги объединить в единый долг стран еврозоны (понятно, что основной груз упадет на Германию). Далее, без промедлений создавать единый Минфин, единое министерство экономики и т.п. – вообще технически именно так и действовать. Однако, политически, этот сценарий нельзя реализовать. Поэтому политикам отдельных стран ЕС придется терпеть дефолты. Например, дефолт Греции уже неизбежен. Придется также рекапитализировать европейские банки. Правда, где для этого брать деньги? Скорее всего, этим займется ЕЦБ. А это означает допэмиссию и рост инфляции в Европе.

И что в этой ситуации делать Украине? Предложил бы нашим властям скорее начать переговоры с европейскими политиками для совместных действий по формированию предложений по рекапитализации европейских и наших банков азиатскими суверенными фондами (Китай, Сингапур и страны Ближнего Востока). А теперь главный вопрос: где сейчас правительствам Украины и стран ЕС брать деньги? Если запускать печатный станок – будет высокая инфляция! Не делать этого – будет дефолт!

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram