ГоловнаБлоги

Примиритель двух народов

Добрые соседи или злейшие враги? Столетиями этот вопрос мучил поляков и украинцев, которые жили бок о бок на одной территории. Мирное сосуществование сменялось периодами национальной ненависти и вражды. С той и с другой стороны всегда находились люди, готовые разжечь низменные чувства розни между народами. К сожалению, есть такие люди и сегодня. Но всегда на протяжении нашей общей истории находились деятели, которые главной своей целью считали примирение двух народов. Они не раздумывали, не строили теорий. Они действовали. Среди них – этнический поляк Станислав Стемповский, который родился и вырос в Украине.

Станислав Стемповский (1870-1952)
Станислав Стемповский (1870-1952)

Стемповский был типичным представителем мелкой шляхты. Его предки в конце XVIII в. осели на Подолье и получили во владение несколько сел. Дед Стемповского участвовал в польском национальном восстании 1830 г., а после его поражения оказался в Сибири. Когда через тридцать лет вспыхнул огонь нового патриотического движения, его сын Губерт тоже был готов взять в руки оружие. Правда, молодой патриот так и не дождался своего часа – восстание было подавлено. На всю оставшуюся жизнь главной заботой Губерта стало обустройство собственного хозяйства в трех подольских селах – Гуте Чернеловецкой, Рожепове и Винныкивцах.

Именно в Гуте Чернеловецкой 27 января 1870 г. у польского помещика Губерта Стемповского родился сын Станислав. Для своего времени он получил неплохое образование. Сначала учился дома у нанятых гувернеров, а в девять лет переступил порог Камянец-Подольской гимназии. К этому времени он уже разговаривал на французском языке и успешно изучал немецкий и русский.

Свободолюбивым духом Станислав проникся рано. Дали о себе знать гены и круг общения. Среди прочих, в имении Стемповских тогда работал француз Антуан Камбро, участник франко-прусской войны, республиканец по убеждениям. Он готовит почву для радикальных взглядов Станислава. В гимназии юный ученик без колебаний присоединяется к заговорщицкому кружку, который ставит целью переустройство общества. В будущем это ему аукнулось. Он оказался на плохом счету у руководства учебного заведения и не получил аттестат зрелости.

Дальше – четырехлетнее пребывание в прибалтийском Дерпте, где Стемповский зачиcлен в ветеринарный институт. Там он сближается с местными левыми студентами. Штудирует произведения Маркса, Кропоткина, Каутского и других властителей умов тогдашней радикальной молодежи. Там же он дружит и с украинскими общественными деятелями. Среди прочего, узы дружбы связывают Станислава с Богданом Кистяковским, в будущем известным юристом.

Но власть взяла Стемповского «на карандаш». В августе 1892 г. его арестовывают и отправляют в Киев. Только благодаря родителям, неблагонадежного студента освобождают под большой залог. Но он вновь огорчает родных. Вопреки их воле женится на своей кузине Марии Стемповской. Причем, даже добивается разрешения от Папы Римского на такой близкородственный брак.

Три года пылкий юноша вынужден был провести в глухом селе Шебутинцы на Подолье под надзором полиции. Но по истечении этого срока вырывается в Европу. В 1896 г. состоялась его первая поездка в Германию и Францию. В путешествии Стемповский остается верным себе – знакомится с немецкими социал-демократами, слушает лекции их вождей. Позже такие европейские вояжи становятся для Станислава традицией.

Некоторое время он живет одновременно в двух домах – в Варшаве и в украинских Шебутынцах. Именно тогда он, убежденный защитник крестьянских прав, испытывает горькое разочарование в своих взглядах. Постоянные конфликты шебутинских жителей с помещиком терзают его совесть.

До 1906 г. Станислав Стемповский развивает в Варшаве бурную деятельность. Участвует в работе многих благотворительных общественных организаций, за собственные средства издает произведения Льва Толстого на польском языке, выпускает несколько периодических изданий.

По настоянию отца Стемповский-младший все же переехал на постоянное место жительства в украинское село Винныкивци. Сельское хозяйство постепенно затягивает бывшего бунтаря. Особенно его увлекает садоводство. Он даже состоял в переписке с известным селекционером Владимиром Симиренко, который консультировал Стемповского относительно процесса выращивания яблок.

Отношения с крестьянами складывались не просто. Но на собственном примере Стемповский доказывает, что поляки и украинцы вполне могут мирно уживаться на одной территории. И не просто уживаться, а действовать по принципу взаимопомощи и добрососедства.

Про історичний контекст – колонізаційну політику польської держави, яка в довоєнний період стимулювала масову появу військових поселень на Волині, забираючи землі в українців, (тогочасний етнічний склад регіону: 80% – українці, 15% – поляки), нищення українських церков поляками, дискримінаційну національну політику, політику «пацифікації» – польські історики говорять вкрай неохоче, як про несуттєві фактори.

— Олег Базар, "Дві правди про Волинь"

Станислав совершает настоящее хождение в народ. Доказывает, что он не является инородным «паразитом» на теле крестьянства. Что он может жить и трудится вместе с ними. Подобно своему великому современнику Льву Толстому, поляк Стемповский пашет, сеет и косит вместе с крестьянами своего села. Старается быть к ним как можно ближе, ведет практически крестьянский образ жизни. Увлекается кооперацией. Организовывает в селе машинный кооператив и кооперативный магазин. Одновременно борется с крестьянскими предрассудками, правда, не совсем успешно.

Украинец и поляк в одном человеке ужиться не могут. В этом были свято уверены современники Стемповского. «Во мне живут и в полном согласии» – парировал Станислав. Вместо высокопарных теорий он на практике проводил в жизнь идею толерантности и взаимного уважения двух народов и двух культур.

Беседуя с украинским общественным деятелем Дмитрием Марковичем, который удивлялся, как можно жить рядом с крестьянином, который плохо пахнет, Стемповский формулирует свое кредо. «Господину идея пахнет, а крестьянин воняет. А меня украинский национализм в нынешнем виде вообще не увлекает, скорее, отталкивает, но когда сталкиваюсь с нашим крестьянином непосредственно, чувствую глубокую симпатию к его духовным свойствам и талантам». Таким образом, голой теории национализма Стемповский противопоставляет реальные дела на благо двух народов.

Революционные изменения 1905-1907 гг. нарушили тихий сельский быт Стемповского. Он активно включился в избирательные кампании в первую и вторую Государственную Думы. И хотя сам он не получил депутатский мандат, всё же заслужил репутацию активного общественного деятеля. В это же время Станислав Губертович был присяжным в суде и одновременно мировым судьей. Причем всегда имел собственное мнение по различным вопросам, не шёл на поводу у своих соседей, польских помещиков. При этом он считался среди них «экспертом» в украинском вопросе.

Вскоре благодаря своему авторитету Стемповский становится членом Литинского уездного земства. Там он принимает активное участие в деятельности многих сельскохозяйственных комиссий. Как участник Проскуровского (ныне г. Хмельницкий) сельскохозяйственного общества предоставляет свои поля для опытов в этой сфере.

Сельскую идиллию вновь прерывают события революционного 1917 года. Дезертиры с фронта разгромили усадьбу Стемповских и хозяин с семьей вынужденно переезжает в Винницу. Там он становится активным участником съезда польских общественных организаций в Украине, одним из лидеров Польской демократической централи – организации, которая объединяет всех поляков-демократов.

Стемповский последовательно выступал против вмешательства поляков в дела украинцев, предлагал сосредоточиться исключительно на решении проблем польской этнической группы. При этом он открыто сочувствовал украинскому национальному движению. Когда в начале в 1918 г. в Винницу приехали эмиссары тогдашнего польского национального лидера Юзефа Пилсудского, их встречал именно Стемповский. Он отвергнул предложение Пилсудского создать в Украине подразделения польской армии. Стемповский осознавал, что такие действия только приведут к разжиганию гражданской войны, спровоцируют конфликты между украинцами и поляками. Он ответил эмиссарам Пилсудского, что роль территориальной польской армии "ограничилась бы только охраной имений и боями с крестьянами, а это углубило бы ненависть украинцев к польскому народу".

В 1920 г., когда борьба за независимость Украины, казалось, была обречена на провал, когда многие вчерашние патриоты-националисты бежали с тонущего корабля, Станислав Стемповский вошёл в правительство Украинской народной республики. Он получил портфель министра сельского хозяйства. Связано это было с договоренностями между Юзефом Пилсудским и Симоном Петлюрой о взаимопомощи. Поляки признали независимую Украину. Стемповский, как член правительства, должен был сыграть привычную для себя роль примирителя двух народов. Но, оказавшись в украинском правительстве, Стемповский сполна ощутил, что значит быть чужим среди своих.

«Назначение поляка министром земледелия это вызов украинскому народу, собственно, его большинству – украинскому крестьянству», – пишет украинский дипломат Борис Матюшенко в ответ на формирование нового правительства УНР. Его взгляды разделяют многие коллеги Стемповского по правительству, в том числе и премьер Исаак Мазепа.

Несмотря на подобный скептицизм, Стемповский сохранил должность министра и в следующем составе правительства, где отвечал за сферу здравоохранения. Причина – доверие к нему со стороны двух ключевых политических деятелей – Пилсудского и Петлюры.

Но к лету 1920 р. Украина была потеряна. Правительство УНР, а вместе с ним и Стемповский, перебираются в Варшаву. По одной из версий, именно влияние и авторитет Станислава Стемповского спасли жизнь Петлюре, которого намеревались выдать большевикам.

Будучи поляком, Станислав не ощущал себя эмигрантом, но, помня о своей малой Родине, участвовал в украинском национальном движении. Он один из руководителей Украинского национального комитета в Варшаве, член правления Союза сближения возрожденных народов, глава Польско-украинского общества. В 30-х гг. вместе с единомышленниками издавал газету для украинцев и поляков.

Станислав Стемповский прожил долгую жизнь. Он пережил нацистскую оккупацию Польши, ее освобождение и становление коммунистического режима. Но до конца остался верным сыном двух народов – польского и украинского. Он был человеком, который ставил взаимопонимание, компромисс, взаимное уважение между народами на первое место. "Я такой же поляк, как и украинец". Это кредо Стемповский пронес через всю жизнь.

Жизнь Стемповского это ответ тем, кто сегодня пытается воскресить призрак национальной вражды между поляками и украинцами. Тем, кто, спекулируя историческим прошлым, сеет семена ненависти и розни. Уверен, что такие люди были и останутся в меньшинстве. А большинство людей прислушается к доводам здравого смысла. Прислушается во имя мирного и счастливого будущего наших народов. Это именно то, чего так хотел и чего так добивался на протяжении всей жизни Станислав Стемповский.

В рамках проекта Александра Фельдмана "Такие разные украинцы".

Александр Фельдман Александр Фельдман , Основатель «Института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии», народный депутат Украины
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram