
Для «официального старта» информационной кампании по дискредитации введения совместного украинско-молдавского контроля на пункте перехода «Кучурган» приднестровская сторона использовала встречу политпредставителей (в которой принимают участие представители всех участников переговорного формата «5+2»), которая состоялась в офисе Миссии ОБСЕ в Кишиневе. Здесь же 14 марта встретились представители Приднестровья и Молдовы (вице-премьер-министр по реинтеграции Георге Белан и «министр иностранных дел ПМР» Виталий Игнатьев). Эта встреча состоялась по инициативе молдавской стороны во время визита замминистра иностранных дел Григория Карасина в Кишинев и Тирасполь.
Кроме того, в дальнейшем Тирасполь будет настаивать на включении этого вопроса в повестку дня переговорного процесса – ибо это единственная платформа, где приднестровская сторона может на равных коммуницировать с другими международными участниками формата.
При этом представители Кишинева всячески пытаются не допустить рассмотрения вопроса совместных постов на границе в рамках формата «5+2», мотивируя это тем, что указанный вопрос не относится к повестке дня переговорного процесса по приднестровскому урегулированию и поэтому не может рассматриваться в указанном формате.
Более того, молдавская сторона планирует в ускоренном порядке ввести такой же контроль и на остальных пунктах пропуска на приднестровском участке украинско-молдавской границы.
Неконтролируемый товарооборот - «Ахиллесова» пята приднестровской экономики
Официальный Тирасполь категорически против контроля на своей границе, так как видит в указанном шаге две основные угрозы: экономическую и политическую.
Экономическая угроза состоит в том, что теперь центральная власть Молдовы получит контроль над налогами, а также учет ТІR перевозок товаров.

Политическая угроза для Тирасполя состоит в том, что так он теряет один из главных атрибутов своей «государственности» - контроль за таможенным пространством. Помимо прочего, это является прямым нарушением «законодательства ПМР» (в частности, «закона о государственной границе»). Поэтому данный момент потенциально может быть использован как внутренними (оппозиция во главе с «папередниками» или даже местная российская военная «хунта»), так и внешними силами для подрыва доверия и населения к руководству региона.
Больше всех пострадает от совместного контроля на границе главный инвестор и держатель приднестровской власти – холдинг «Шериф». Ведь таким образом появляется возможность объективно контролировать товарно-финансовые потоки через границу указанной фирмы – на что сейчас успешно «закрываются глаза». В результате «Шериф» в дальнейшем не сможет уклоняться от уплаты налогов в «государственный бюджет» - а ведь именно неконтролируемый товарооборот, объемы которого сомнительны для нужд региона, является во многом секретом финансового успеха этой компании.
На практике это будет происходить следующим образом: все приднестровские компании (в первую очередь, ввозящие продукцию в непризнанный регион) должны будут фактически предоставлять все данные молдавским таможенникам на украинском пункте пропуска. Они в свою очередь будут обобщать и в дальнейшем обнародовать эти данные. В результате станут видны различия между молдавскими и приднестровскими статистическими данными по внешнеэкономической деятельности мятежного региона: ведь сейчас такие данные подаются только небольшим количеством предприятий, которые зарегистрированы в Кишиневе. И делают это они на добровольной основе. Да и то не в полной мере. И преимущественно – отчитываются за экспорт.
Интересно, что официальная Москва поддержала не своих приднестровских ставленников, а подыграла властям Кишинева. Объясняется это, во-первых, тем, что экономическая стагнация в РФ заставляет Кремль реализовывать такие варианты внешней политики, которые бы привели к уменьшению нагрузки на российский бюджет. Но при этом – оставили бы реальные рычаги контроля ситуации.
Поэтому российская сторона также заинтересована ограничить «серые» схемы «Шерифа» - чтобы таким образом содействовать наполнению нищего приднестровского бюджета, тем самым уменьшив финансовую нагрузку на Россию, которая давно содержит непризнанный «ПМР».
Во-вторых, восстановление полноценного контроля со стороны официальной Молдовы за перемещением грузов через таможенную границу позволяет России увеличить «управляемость» локальных «олигархов». Тем более, что фактический контроль над Приднестровьем у России остается и дальше - за счет присутствия собственного контингента вооруженных сил под видом «миротворческого».
Разновекторные интересы
Интересно, что не нравится поддержка официальной Москвой совместного контроля на приднестровском участке украино-молдавской границы не только Тирасполю. Как ни странно, такой шаг мешает также интересам некоторых «элит» в Молдове и даже в России.
Главный пострадавший в Молдове – ключевой политический игрок и по совместительству местный олигарх Владимир Плахотнюк. Он как никто заинтересован в сохранении нынешнего статус-кво по «ПМР», поскольку понимает все разрушительные последствия для его бизнеса в случае получения Москвой полного контроля над всей Молдовой.
А в Москве «детенизация» внешней торговли с Приднестровьем бьет по интересам отдельных «кланов» (например, Дмитрия Рогозина), которые наживаются на «серых» схемах при поставках стратегических энергоресурсов (электроэнергия, газ).

Так что все еще существует риск того, что общие интересы местных «элит» «ПМР», Молдовы и даже России могут помешать заявленным планам навести порядок на границе.
Правда, уверенности в продолжении выбранного курса придает нынешняя геополитическая важность Молдовы для Кремля. Во-первых, Москве важно продемонстрировать помощь президенту Молдовы Игорю Додону, декларирующему с момента выборов и до сих пор свою пророссийскость (он уже успел попросить предоставить Молдове статус наблюдателя в ЕврАзЭС и пообещал вернуть русский язык в школы и т.п.). Во-вторых, Кремль пытается сделать Молдову «витриной» и образцом федерализации, чтобы затем реализовать аналогичный сценарий в Украине.
"Один пишем - два в уме"
Позиция Москвы по вопросу контроля за внешней границей сепаратистского Приднестровья позволяют по-новому взглянуть на ситуацию вокруг тоже оккупированных Россией ОРДЛО, примерив аналогичный сценарий к Украине.
В этой связи возвращение Россией контроля Киевом над украинско-российской границей не кажется таким уж и невозможным.
Во-первых, данный шаг, который выдвигается главным условием со стороны официального Киева, предоставляет России стратегическое преимущество («вы просили восстановить контроль - мы пошли на встречу»).
Во-вторых, за это Кремль может получить за такой свой шаг частичное снятие международных санкций.
При этом сама Россия рискует минимально: ситуация в 2014 году показала, что само по себе присутствие пограничников/таможенников и контроль над границей не всегда гарантируют контроль над территорией.

Тем более, что фактический контроль за оккупированными территориями ОРДЛО Россия оставит за собой – то ли в виде «миротворческого контингента» («вы просили вывести российские войска - их там не было, но там будут миротворцы, о которых вы тоже просили»). При этом, Москва может покрасить своих «ихтамнетов» в любой цвет, в т.ч. натянув на них «голубые каски». Или контролировать территорию силами своей карманной армии - уже сейчас Россия подает гибридное войско «ЛДНР» как «народную милицию», хотя именно Москва полностью контролирует ее численный состав и вооружение. К слову, таким образом «решится» вопрос с наличием «НВФ» и «террористов».
Мало того, с каждым днем оттягивания окончательного урегулирования Москве все меньше угрожают местные «выборы» по украинскому сценарию, даже под эгидой ОБСЕ. Россия привлекает к сотрудничеству бывшие местные «элиты» из «Партии регионов», а также растит в оккупации новое поколение преданных себе деятелей.
Таким образом, развитие нынешней ситуации на Донбассе (признание Россией «лднр»овских документов, экспроприация украинских предприятий, включение их в хозяйственный комплекс РФ, отказ от гривневого оборота и т.п.) все больше напоминает приднестровский сценарий.