Байройтский музыкальный фестиваль был основан самим Вагнером в 1876 году, причём, исключительно для исполнения собственной музыки. Композитор утверждал, что его опера - это и есть сердце нации, его нации. После всех унижений наполеоновских походов и позора венских договоров, немецкий народ должен воспрянуть духом и объединиться вокруг истории и славы великих германских предков, чтобы снова, как Феникс из пепла, воскреснуть в новых победах и «триумфе воли». Для этого Вагнером и был создан Байройт, место, которое с тех пор стало олицетворением великой национальной немецкой идеи в опере. И не только в опере.
В общем, если Зальцбург в Австрии - дом Моцарта, то Байройт - настоящий дом Вагнера. Лучшие музыканты мира почитают за честь выступить на знаменитой сцене Байройтского фестиваля.
И вот, в прошлом году случилось невероятное: в Байройт приехали евреи из Израиля. Играть Вагнера!.. Впервые за последние 75 лет его музыка прозвучала в исполнении оркестра из Израиля: Камерный оркестр под управлением дирижера Роберто Патерностро, на сотом, юбилейном Вагнеровском музыкальном фестивале исполнил его классическую «Зигфрид-идиллию». Ещё недавно в это невозможно было поверить!.. Но, тем не менее, это произошло.
Вы спросите, ну и что, тоже мне, невидаль - евреи, израильтяне приехали играть на музыкальном фестивале! А кому же играть, как не им, в чём проблема? Сейчас расскажу, в чём проблема.
Конечно, Рихард Вагнер - гениальный композитор, крупнейший реформатор оперы - это без сомнения, тут не о чем и спорить. Дирижер, теоретик искусства, своим творчеством оказавший значительное влияние на всю европейскую музыкальную культуру.
Но он же был, трудно в это поверить, - страстный, идейный, вдохновенный антисемит! Юдофобия была неотъемлемой частью его мировоззрения, и в результате, со всем этим багажом, он, как это ни печально, стал одним из предшественников всего современного европейского антисемитизма. Рихард Вагнер обладал огромным авторитетом, к тому же был неплохим публицистом, что давало ему возможность активно пропагандировать свои взгляды не только в Германии, но и во всей Европе.
Любопытно, что сам Вагнер, по некоторым данным, был внебрачным сыном актёра, живописца и поэта Людвига Гайера, женившегося на матери Вагнера вскоре после кончины её мужа, чиновника Карла Фридриха Вагнера. В обществе считалось очевидным, что этот Гайер, отчим Рихарда, был евреем. То же самое писали и про мать Вагнера - Иоханну-Розину, из семьи Бетман-Хольвег, якобы евреев, принявших когда-то лютеранство. Но как оно было на самом деле, сейчас трудно сказать. Вполне возможно, что эти постоянные слухи тоже оказали влияние на глубокий радикализм Вагнера. К этому можно было бы ещё приплюсовать философские и мистические предпосылки, отослать читателя к Шопенгауэру и Ницше, к тогдашнему политическому пейзажу и экономической ситуации в Германии. Но речь сегодня пойдёт не об этом.
Для начала почитайте, что писал в своих публикациях автор изумительных опер «Тангейзер» и «Золото Рейна»:
«Романтические по своей натуре немцы притесняются и унижаются евреями — торгашами и спекулянтами... Всё новое искусство приняло еврейский характер. Культурная жизнь немецкого народа контролируется евреями и подчинена им… Евреи воспользовались силою денег, чтобы захватить искусство в свои проворные руки, они господствуют, и будут господствовать, пока за деньгами сохранится сила…».
Ну, эту «мудрость» пишут во всех странах, где проживает хоть один еврей!.. Но далее:
«…Европейская цивилизация и её искусство остались чуждыми для евреев: они не принимали никакого участия в их образовании и развитии... Еврей может лишь повторять, подражать, но создавать, творить — он не в состоянии…».
О великом Генрихе Гейне (который участвовал в окончательной обработке сюжета оперы Вагнера «Летучий голландец» и был, кстати, дальним родственником Карла Маркса) сказано так:
«…Гейне сам себе налгал, что он поэт. Он насочинил свою стихотворную ложь, переложенную нашими композиторами на музыку. Он был совестью еврейства, как еврейство является нечистой совестью нашей современной цивилизации…».
Не жалея времени и сил, автор бессмертного «Лоэнгрина» и оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга», которую Чайковский назвал «одним из громаднейших художественных планов, когда-либо зарождавшихся в голове человека»,упрямо продолжал проповедовать:
«…Евреи суть демоническая сила, стремящаяся к гибели человеческого рода... Самый язык евреев противен нам, он подобен перепутанной болтовне. Особенности семитической речи, особенное упрямство её природы не изгладилось даже под воздействием на неё двухтысячелетнего культурного общения евреев с европейскими народами…».
Вагнер, например, был категорически против того, чтобы премьерой его последней, как оказалось, оперы «Парсифаль» дирижировал еврей Герман Леви. Но поскольку это был выбор самого баварского короля Людвига II (Леви считался одним из лучших дирижёров своего времени и лучшим вагнеровским дирижёром), то Вагнер потребовал, чтобы Леви хотя бы крестился.
«…В религии евреи давно уже для нас закоренелые враги, недостойные даже ненависти…».
А о еврейском богослужении великий композитор отозвался так:
«…Кем не овладевало противнейшее чувство, смешанное с ужасом и желанием смеяться, при слушании этих хрипов, запутывающих чувство и ум, этого запевания фальцетом, этой болтовни?..».
Вот так, человек, создавший незабываемого «Тангейзера» и «Гибель богов», настойчиво и успешно превращал дремучий, бытовой антисемитизм в «культурно-респектабельное» явление. А вскоре всё это вагнеровское наследие перешло в кабинетную идеологию национал-социализма, оттуда выплеснулось на немецкие мостовые, а потом и на кровавые поля сражений и в крематории Второй мировой.
Вдова Вагнера, Козима фон Бюлов (кстати, дочка знаменитого венгерского композитора Ференца Листа), и сама поддерживала все правые антисемитские движения, в том числе национал-социалистическое, на идеологию которого, как и на мировоззрение его лидера А. Гитлера, идеи Вагнера оказали большое влияние. Гитлер, вплоть до начала войны, регулярно приезжал на Байройтский фестиваль. Рихард Вагнер стал любимым композитором фюрера и был по сути провозглашен пророком и национальным героем Третьего рейха.
В национальном вопросе Вагнер видел выход либо в полном устранении евреев из культурной жизни, либо в их полной ассимиляции:
«…Для еврея сделаться человеком значит, прежде всего, перестать быть евреем... Спасение Агасфера — в его погибели…».
Ни больше, ни меньше!.. Больно думать, что это именно создателя незабываемых «Летучего голландца» и «Зигфрида» можно считать одним из авторов идеи «окончательного решения» еврейского вопроса — это именно Вагнер требовал «насильственного устранения» евреев из жизни Германии и всей Европы.
И вот вам результат: 12 ноября 1938 г. Палестинский филармонический оркестр (через несколько лет преобразованный в филармонический оркестр Израиля) узнав о «Хрустальной ночи» – еврейских погромах в нацистской Германии в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года - отменил запланированное исполнение произведений Вагнера в своих концертах. С тех пор Вагнера в Израиле больше не играют. Этот провозглашенный оркестром бойкот публичного исполнения музыки гениального композитора продолжается до сих пор (хотя официально по этому поводу не принималось никаких решений). Сторонники бойкота ссылаются также на то, что музыка Вагнера, названная Гитлером «высочайшим выражением немецкой души», постоянно звучала на съездах национал-социалистической партии и торжественно сопровождала узников концлагерейв газовые камеры.
Правда, в 2002 г. в программе Фестиваля Израиля было объявлено исполнение акта из оперы Вагнера «Валькирия» музыкантами Берлинской оперы под управлением главного дирижёра и музыкального руководителя театра «Ла Скала» Даниэля Баренбойма. Но после активных протестов общественности дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Израильтянин Баренбойм изменил программу, однако по окончании концерта предложил желающим остаться и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера. На это большая часть зрителей встала и молча покинула зал.
Евреи обидчивы, что да, то да. Две тысячи лет травли и оскорблений оставили свой отпечаток на их национальной чувствительности. И не мудрено. Ведь почти всегда, как показывал опыт, почти всегда за словами следовали действия. Например, то, что последовало за словами, и Вагнера в том числе, в Германии, в середине прошлого века…
Поэтому уже почти 75 лет музыку композитора в Израиле публично не исполняют, это считается осквернением памяти жертв Холокоста. Однако фрагменты его произведений можно послушать по израильскому радио, а записи музыки Вагнера свободно продаются в музыкальных магазинах.
И вот теперь новая попытка прорваться. На этот раз в Байройте-2011. Руководитель израильского оркестра Роберто Патерностро, чьи родные чудом уцелели в годы нацизма, мечтал, по его словам, “соединить Израиль и Вагнера”.
«Но для выступлений с такой музыкой в Израиле время еще не пришло», – печально констатировал Патерностро, хотя при этом отметил, что всё больше людей «поворачиваются к Вагнеру, особенно среди молодежи».
Примечательно и то, что помимо музыки немецкого композитора в концерте прошлого года были исполнены пьесы композиторов-евреев – израильтянина Цви Авни, немца Феликса Мендельсона и австрийца Густава Малера.
Поддержку Патерностро выразили музыканты оркестра, а организатор фестиваля правнучка знаменитого композитора Катарина Вагнер и канцлер Германии Ангела Меркель даже прислали им свои приветственные телеграммы.
«Идеология Вагнера и его антисемитизм – это ужасно, но с другой стороны – он был великим композитором. И сейчас мы уже должны отделять человека от его творчества», – убеждал Патерностро корреспондента агентства Reuters.
Подождите, подождите, как это?.. Вот это уже мысль интересная!.. Очень интересная. С одной стороны, с другой стороны… Так что, значит, однажды приходит время, а в случае с Вагнером оно как бы наконец пришло, когда мы уже имеем право отделить человека от его творчества, т.е. музыку Вагнера от его поступков? Так, что ли?..
Между прочим, что-то похожее я слышал и о Сталине: много, мол, людей поубивал Сосо, это, да, сделал плохо, согласны, но зато какую страну построил!.. Так ведь?.. Ну да Бог с ним, с «верным продолжателем дела Ленина»!..
Мне сейчас интересно другое: как же это маэстро Патерностро, если не секрет, определил, что сегодня уже пришло время «отделять человекаот его творчества», а вчера этого делать ещё было нельзя? И какое это должно было пройти до такого отделения время - месяц, год, век, тысячелетие, шесть лет или пятнадцать дней? И кто это определяет? Сам маэстро? ООН? Всенародное вече?..
Получается, что если для одного, для меня, допустим, публичная идеология Вагнера, ставшая неоценимым подспорьем в уничтожении миллионов людей, виноватых только в том, что они родились не немцами или итальянцами, а евреями, является непрощаемым грехом, то для другого, к примеру, для маэстро Патерностро, великая музыка немца теперь уже легко перекрывает всю мерзость его поступков?..
Тут мы снова упираемся в знаменитое пушкинское утверждение (в устах его Моцарта), оно же вопрос (в устах его Сальери): «Гений и злодейство две вещи несовместные?». А если совместны, то разделимы ли? И имеем ли мы право, в данном, конкретном случае, их разделять?
Уж если я вспомнил о Сальери. Вы, вероятно, читали великолепные пушкинские «Маленькие трагедии», в одной из которых он гениально оклеветал Антонио Сальери, сделав его отравителем несравненного Моцарта.
Так вот, потом почти два столетия музыканты, словно сговорившись, отказывались исполнять музыку Сальери, оправдывая свой нелепый бойкот слухами, всего лишь только слухами! о недостойном поведении этого ни в чём не повинного человека, «коварного завистника и угрюмого убийцы»!
И что же тогда получается: Сальери, который лишь по слухам отравил Моцарта - простить нельзя никак, наш ему бойкот и презрение, а подстрекателя Рихарда Вагнера, реально способствовавшего убийству миллионов людей - простить можно?.. Сальери не играем, а Вагнера - сколько угодно? Сальери изгой, а Вагнер у нас везде желанный гость? И всё только потому, что на наш вкус один оказался намного более талантлив в музыке, чем другой?.. Так, что ли, получается?.. Полный абсурд!
Тогда давайте продолжим: отдельно ГУЛАГ, а отдельно Великая Отечественная, отдельно космос, а отдельно психушки для инакомыслящих? Или как?.. Вот не могу смириться, что осознанное и не раскаянное человеком зло у многих всё-таки перекрывается сделанным этой фигурой добром! Да и чем все эти части можно измерить? И кто это сможет объективно совершить? Господь Бог?..
Я никому не собираюсь навязывать свою точку зрения, тем более что сам люблю музыку Вагнера. Скорее всего, подобный вопрос каждый должен решать для себя сам. В силу своего жизненного опыта, привычек, воспитания, социального окружения, знаний, размышлений… Я, например, руки Вагнеру не подам. И Сталину, соответственно, тоже. А вы уж, как захотите.