ГоловнаСуспільствоЖиття

Записки режиссера. Маленькая вера

Душевно порадовался за своего коллегу, итальянского журналиста Марко Ансальдо, который во влиятельной газете La Repubblica сообщил, что ему удалось обнаружить человека, являющегося неизвестным общественности родственником самого Адольфа Гитлера!..

Записки режиссера. Маленькая вера

По версии Ансальдо, родился этот человек во Франкфурте в 1952 году. У него есть имя, фамилия, номер телефона, адрес электронной почты, но журналист, по понятным причинам, предпочел их не называть. Хотя, нет, фамилию он все же сообщил – Гилер. Не Гитлер, а Гилер. Это бабку его звали Эрна Патра Гитлер. Эрна Патра всегда была фанатичной нацисткой. Она вышла замуж за Ганса – сына сводного брата Гитлера, Алоиза, и до конца своих дней разделяла идеи, легшие в основу «Mein Kampf». Страшно гордилась принадлежностью к клану Гитлеров, но после войны, тем не менее, предпочла убрать из своей фамилии букву «т».

Но самое удивительное, что ее внук, этот самый Гилер, живет не в Мюнхене, не в Буэнос-Айресе и даже не в Нью-Йорке на Брайтоне, а в государстве… Израиль! Представляете, фокус!.. Родственник Адольфа Гитлера живет в Израиле! Более того, он, говорят, принял иудаизм, считает себя настоящим евреем и преспокойно преподает в одном из израильских вузов.Вы в это можете поверить?.. Я – нет.

Родственник отъявленного нациста – живет с евреями? И говорит на иврите? И ходит молиться к Стене плача? И, может, даже уже обзавелся пейсами? Смешно!..

Думаю, итальянский журналист что-то не так понял. Да и мало ли в Израиле остроумных и разговорчивых людей с фамилией Гилер?.. Хотя, потом я вспомнил историю братьев Герингов и уже немного засомневался. А вдруг это правда? Истории, конечно, не идентичные, но что-то общее в них все-таки есть.

Итак. Детство Альберта и Германа Герингов прошло в городке Вельденштайн недалеко от Нюрнберга. Их большая семья – Альберт и Герман были младшими из десяти детей – жила в замке, принадлежащем Герману фон Эпельштайну – немецкому еврею, принявшему когда-то католичество. Более того, Эпельштайн был крестным отцом Германа и Альберта, а старшего даже назвали в его честь – Германом.

Ходили слухи, что Герман и Альберт были на самом деле детьми Эпельштайна, чья многолетняя связь с их матерью, Франциской Геринг (урожденной Тифенбрун), ни для кого не была секретом. Что ж, занятно и вполне возможно!..

Так вот, хотя Герман и Альберт были между собой не очень похожи, и их жизненные пути сложились по-разному, братья всегда оставались по-человечески близки друг другу. В молодости Герман был летчиком-истребителем и проявил себя как бесстрашный авиатор. За время боев в Первой мировой он сбил 22 самолета противника и был награжден Железным Крестом 1-го и 2-го класса.

В августе 1917 Геринг получил звание обер-лейтенанта и принял под свое командование 1-ю эскадрилью «Рихтгофен» – самое элитное в то время авиасоединение германской армии.После окончания войны и унизительного Версаля Герман увлекся политикой. И снова ирония судьбы. Мало ему было Эпельштайна!..

Во время «Пивного путча» 9 ноября 1923 года, когда Геринг шел рядом с Гитлером, на них напали. Геринг был тяжело ранен – две пули угодили ему в верхнюю часть правого бедра. Соратники втащили его во двор дома, владельцем которого был, да, да, вы угадали!, еврей по национальности, Роберт Баллин! Знал бы тогда Роберт, что произойдет в Германии всего через несколько лет... Но добрый Баллин этого не знал и предоставил истекающему кровью Герингу убежище, в благодарность за что Герман, спустя 15 лет после жутких еврейских погромов ноября 1938 года, все-таки не забыл освободить Баллина и его жену из концлагеря. Ну, как говорится, и на том спасибо…

Вообще Герман сделал впечатляющую не только военную, но и политическую карьеру: стал правой рукой Гитлера и занял руководящие посты в аппарате нацистской партии. А вот Альберт Геринг, в противоположность своему знаменитому брату, всю жизнь держался вдали от политики. Он потихоньку работал торговым представителем на авиационном заводе Юнкерса. Позже стал руководителем ателье в венской студии звуковых фильмов «Тобис-Саша». А во время войны был назначен управляющим по внешним продажам в концерне «Шкода».

Герман Геринг же к этому времени уже вырос до командующего военно-воздушными силами Рейха, стал генерал-фельдмаршалом Вермахта и «рейхсмаршалом Великой немецкой империи». Поэтому 30 июля 1941 года он, начисто забыв о своем прошлом, без всяких интеллигентских колебаний, подписал представленный ему Рейнхардом Гейдрихом печально известный документ об «окончательном решении» еврейского вопроса, согласно которому предполагалось системно уничтожить почти 20 миллионов «расово неполноценных» людей.

Но Альберт Геринг, в отличие от своего забывчивого брата, вовсе не любил нацизм и совсем не уважал нацистов, поэтому, рискуя многим, начал помогать немецким и австрийским евреям избавиться от преследований новых властей. Так прошло несколько лет, пока пути братьев вновь не пересеклись.

В 1945 году они оба попадают в одну и ту же тюрьму – в тюрьму для военных преступников в Нюрнберге. Пытаясь спастись, старший из них, Герман, в своем последнем слове горячо убеждал суд: «Массовые убийства? Уверяю вас, что я и не помышлял о них. Я лишь думал о том, что мы должны убрать евреев с занимаемых ими постов в большом бизнесе и в правительстве. И это все. Но не забывайте, что именно евреи организовали жуткую кампанию против нас по всему миру».

Германа Вильгельма Геринга все же приговорили к смертной казни через повешение. Но за 2 часа до исполнения приговора ему удалось совершить самоубийство. Альберту тоже грозило суровое наказание, хотя он был убежден, что ему удастся доказать свою невиновность. Главным доказательством должен был стать список имен 34 человек, которых он с риском для жизни спас из Дахау и других концентрационных лагерей. И Альберт в конце концов смог таки доказать суду, что его «список Геринга» это не фикция: он действительно спас от неминуемой смерти более 30 человек. И его счет в швейцарском банке, открытый в конце 30-х годов, служил как раз для того, чтобы поддерживать евреев и представителей других национальностей, преследуемых и пытавшихся бежать из нацистской Германии.

Вот вам парадокс истории: два любящих друг друга брата – один ответственный за преследование и уничтожение сотен тысяч политических противников режима, за геноцид «расово неполноценных народов», прежде всего евреев и славян. Другой – спасает их из концлагерей и переправляет за границу.

Невероятно! Но это правда. В 1947 году Альберт был наконец-то признан невиновным и освобожден из-под стражи. Альберт Геринг не получил звания «Праведник мира» как знаменитый Оскар Шиндлер, спасший более 1200 евреев в годы войны. В честь Геринга не посажено дерево в аллее Праведников Яд-Вашема. Но праведность не определяется признанием. Сказано же в Талмуде: «Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». А младший брат Германа Геринга спас мир тридцать четыре раза!..

Но это, оказывается, не единственный случай, когда близкие или дальние родственники вождей Третьего Рейха устанавливают особые отношения с народом, ненавидимым и безжалостно истребляемым их же братьями, дедушками и мужьями.

Ведь кроме израильского родственника Адольфа Гитлера, есть еще один из потомков того же Германа Геринга: 53-летний немецкий физиотерапевт Маттиас Геринг, который с удовольствием носит на голове ермолку, готовится принять иудаизм, соблюдает кашрут и шаббат, изучает иврит. Внучатая племянница зоологического антисемита и славянофоба Генриха Гиммлера, Катрин Гиммлер, замужем за израильским евреем Дани. Они отлично ладят и воспитывают 11-летнего сына. А Колин Квандт, внучка идейной нацистки Магды Геббельс, уже прошла ортодоксальный гиюр и живет в Гамбурге с мужем-евреем. И список этот можно продолжить!.. Вот что это? И чем это можно объяснить? Болезненной психикой? Модой? Причудами судьбы?

Ведь отношения между немцами и евреями в первой половине ХХ века часто принимали столь специфические и уродливые формы, что неприязнь и осторожность должны были категорически препятствовать физической и духовной близости потомков нацистов и детей Авраама. Некоторые психологи считают, что в этой парадоксальной ситуации одной из сторон движет неосознанный комплекс вины, а противоположной – столь же плохо контролируемый Стокгольмский синдром. Возможно.

Или вот, утверждают, что подобный симбиоз – это бесспорное доказательство продолжающейся уже на подсознательном уровне долгой и изнурительной борьбы между этими народами, открыто проявившийся во времена ужасного кризиса отношений во Второй мировой. Говорят, если это так, значит, когда-нибудь снова полыхнет. Не дай, конечно, Бог!.. И все, что любопытно, согласны с тем, что столь близкое приближение друг к другу дает обеим сторонам такой всплеск адреналина в крови, который невероятно углубляет и обостряет чувства. В том числе и сексуальные. Скрытая угроза смертельных объятий палача и жертвы – это, говорят, нечто!.. Но я почему-то верю в другое объяснение. Совсем в другое.

Как-то я брал интервью у одного из лучших музыкантов мира, гениального скрипача Гидона Кремера. Он уже давно живет за границей. И когда я спросил его о родителях, Гидон Маркусович рассказал мне удивительную историю: «Папа мой умер, он был еврей из Прибалтики. Скрипач, родившийся и проживший всю жизнь в Риге и очень пострадавший от нацистов: в его семье тридцать пять человек погибли в Рижском гетто. Тридцать пять!.. Ему удалось сбежать из этого гетто, но он всю жизнь мучился и из-за того, что потерял там семью и ребенка, и из-за того, что ему в конце концов удалось спастись».

И вот что меня дальше поразило. Пережив такую страшную трагедию, потеряв все самое дорогое в жизни и возненавидев принесший ему столько горя чужой народ, Маркус Кремер неожиданно для себя влюбляется в… немку! Представляете! Оба они еще не вышли из кошмара войны! Еще сердца их не оттаяли от взаимной ненависти, а тут… И результатом этой неожиданной страстной любви становится рожденный во второй послевоенный год будущий великий еврейско-немецкий скрипач!..

«Как странно получилось: отец у вас еврей, а мама немка, и отец пострадал, как бы от немцев», – сказал я Кремеру. «Да. И несмотря на это – вот видите – получается, что любовь сильнее всяких навязанных убеждений или даже тех жестоких трагедий, которые случаются с человечеством», – ответил он.

Здорово, правда! Вот я больше верю Кремеру, а не ученым. Верю. Верю, что после войны всегда наступает мир. Что немцы и евреи могут быть добрые, а не злые. Что есть вещи поважнее злопамятства и мести. Что всегда есть возможность кого-нибудь полюбить.

Ведь только так наступает конец войны. Или даже больше – конец войне. Правда же? Ведь вы тоже верите в это?

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram