ГоловнаКультура

Михаил Сирохман: «На Закарпатье храм сожгли из-за межконфессионального противостояния»

Украинские деревянные церкви, являющиеся уникальными памятниками в масштабах Европы, понемногу исчезают с лица земли. Убивает деревянное зодчество вовсе не безжалостное время, а не менее жестокие люди. И пока ЮНЕСКО готовится внести самые значимые из наших храмов в список мировых памятников архитектуры, украинцы трудятся над тем, чтобы в перечень было нечего вносить…

Михаил Сирохман: «На Закарпатье храм сожгли из-за межконфессионального противостояния»
Фото: portal.lviv.ua

Преподаватель Ужгородского колледжа искусств, художник Михаил Сирохман четверть века изучает украинские деревянные храмы и, по возможности, спасает их от соотечественников. Ходит по инстанциям, пишет книги, толкует людям о ценности церквей. «Левому берегу» Михаил Сирохман рассказал о жизни деревянных церквей, о том, почему в Украине горят деревянные храмы.

Сколько в Украине деревянных церквей? 

Около 2,5 тыс. независимо от возраста и статуса. На Закарпатье – больше ста, а вообще, ценных, древних деревянных храмов – 60. На Закарпатье традиционное строительство деревянной церкви длилось до половины прошлого века. С точки зрения народной архитектуры они имеют ту же ценность, что и древние храмы. Это полностью деревянная работа, они сделаны народными мастерами в народных традициях.

Существует ли деревянное зодчество за рубежом? Похожи ли эти храмы на украинские?  
Деревянные церкви есть, например, во Франции. Они по-своему интересные, неплохие, но, конечно, совсем не те, что у нас – другая стилистика. Деревянное зодчество было развито во многих странах. Но по красоте форм, единству конструктивных начал – функционального и художественного, я думаю, некому соперничать с украинскими деревянными церквями. Наши храмы гениально вписаны в местность, там идеальная согласованность пропорций сооружения и ландшафта, за этим стоят тысячелетия. Недаром степные украинские церкви – высокие, чтобы доминировать на равнине, а Карпатские – небольшие, будто увенчивают склоны, а не как гора на горе.

Из зарубежного наследия я бы отметил, правда, румынские готические церкви из комитета Мараморош (провинция в Румынии на границе с Закарпатьем – «Левый берег»). И русские деревянные церкви, которые похожи на наши.

Кстати, за границей есть много украинских храмов – на этнических украинских землях в Словакии, Польше, Румынии, Венгрии, а также в России.

Сколько наших деревянных церквей находится вне Украины?
В Восточной Словакии – 27, все они – национальные памятники восточнословацкого края. Словосочетание «украинская церковь» там не употребляется. Также и в Польше, где около сотни украинских деревянных храмов. Но поляки о них говорят: «церкви византийского обряда», упуская, что это работа украинцев. Такая уж у них болезнь. Возможно, она пройдет со временем. В Польше также есть пять церквей, перевезенных из Закарпатья в 20-30-х годах прошлого века.

А есть ли деревянные храмы в восточных областях Украины? 
Одна церковь стоит на Днепропетровщине – знаменитая девятибанная в Новомосковске. Ее построил народный мастер Яков Погребняк, это очень ценный памятник архитектуры. Еще одна – в Луганске, одна – в Донецке, одна – в Николаеве. Наверное, в каждом регионе Украины есть хотя бы одна такая церковь.

Какой из украинских деревянных храмов самый древний?
Есть два – в селах Среднем Водяном и Колодном (Раховский и Тячевский районы Закарпатья), их построили в XV веке.

За счет чего так долго живут деревянные церкви? 
Это дубовые сооружения, а дуб – долговечное дерево. Они будут жить больше, чем мы с вами и другие поколения. Главное – вовремя и качественно их перекрывать.

Но не металлом, как это зачастую делают…
К сожалению, да. Очень часто прихожане перекрывают церковь не гонтом, а листами из металла. Так, мол, красивее.

Сейчас мы пытаемся восстановить уникальную лемковскую церковь. В Украине есть два лемковских деревянных храма, и оба они – в музеях (народной архитектуры и быта – «Левый берег»). Один – в ужгородском, другой – в киевском. В одном селе на Закарпатье есть деревянная церковь, которую деформировали переработками: изменили крышу, завершение башни. Чтобы вернуть ей нормальный вид, надо эти деформации устранить, и это несложно. Эффект от восстановления храма очень большой: появляется третья лемковская церковь, еще один архитектурный центр. Я уже не говорю о моральной стороне – храм возвращается из небытия, из покалеченного состояния…

Эта церковь – памятник архитектуры? 
Нет, она не в списке памятников, хотя должна там быть – даже в том виде, в котором существует сегодня.

А где находится этот лемковский храм? 
В Руськой Кучаве, это село в Мукачевском районе Закарпатской области. Я бы также хотел, чтобы в вашем материале прозвучала моя просьба финансово помочь деревянной церкви ХVІІІ века в селе Ликицары, тоже на Закарпатье – она нуждается в перекрытии.

Кроме опасности «евроремонтов» – перекрытие бляхой, попытки вставить пластиковые окна, для деревянных церквей существует опасность пожаров. Какие их наиболее частые причины? 
Разные. Халтурно сделанная электропроводка. Но подозрительно то, что раньше такого галопа пожаров не было. С одной стороны, можно как-то оправдать пожар, случившийся из-за проводки, которую ставили в 60-х годах, и она подпортилась. С другой, учитывая опыт заносчивого поведения многих наших священников, складывается впечатление, что некоторым из них, возможно, не кажется греховным сжечь деревянную церковь и построить новую, презентабельную. Чтобы священники подъезжали к новой церкви на новом авто. У многих священников есть такое представление…

У нас вообще очень равнодушное отношение к древности: «Ну да, сгорел храм, ой, какая жалость!». Но не более. Что стоит сделать копию сгоревшей церкви? Ведь на нее остались какие-то документы, не проблема восстановить по ним храм. Но сколько из тех, что сгорели, восстановлено? По-моему, ни одного.

Жгут ли деревянные церкви из-за конкуренции конфессий? 
Очевидно, есть и такие мотивы. Дури много в человеческих головах. По крайней мере, в Кобилецкой Поляне на Закарпатье храм сожгли из-за межконфессионального противостояния. Деревянную церковь разобрали и сожгли, и назвали это похоронами церкви.

Решается вопрос о внесении ряда деревянных украинских церквей в список мирового наследия ЮНЕСКО. Некоторые из них, будем надеяться, отреставрируют, поставят сигнализацию и др. А вот что будет с другими храмами? Не канут ли они в небытие?
Судьба этих церквей в наших руках, как и судьба Украины. У нашей страны мало внешних врагов, их много среди украинцев. Также и с храмами. Законодательство (об охране культурного наследия – «Левый берег») у нас хорошее, но надо, чтобы оно работало. В Восточной Словакии почти все 30 деревянных церквей в идеальном состоянии. Там живут такие же люди, как у нас, но власть – другая.

Сейчас появляются новые деревянные церкви. То есть происходит возрождение этого типа зодчества? 
Я бы не говорил о возрождении, но некоторые церкви – неплохие. На Закарпатье таких – три, на Ивано-Франковщине и Львовщине – пять. Это классно построенные деревянные храмы.

Они могут стать историческим наследием?  
Запросто. Хорошо построенная церковь автоматически становится памятником архитектуры. Тем более что они строятся без профессиональных архитекторов. Это – народное зодчество.

Как долго они строятся?
Раньше технология была другая. Дерево, особенно дуб, несколько лет выстаивалось. Дождь на него шел, оно сохло, мокло – сохло. А сейчас это можно сделать быстрее. Хорошие мастера при нормальном финансировании за теплый сезон могут церковь поставить.

А дороже соорудить деревянную церковь или каменную?
Конечно, дешевле сделать деревянный храм. Тем более в Карпатах, где местная власть, лесные хозяйства часто идут навстречу и выделяют дерево за небольшие деньги или вообще бесплатно. На Закарпатье существует тенденция строительства деревянных церквей. Хотя ясно, что больше люди хотят каменный храм.

Почему?
Это классно, пафосно, похоже на городскую церковь. Такое мышление у людей. Но в Галичине, на Закарпатье построили немало новых деревянных храмов.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram