ГоловнаСуспільствоЖиття

Без градуса

Сегодня в Украине существуют две категории водителей за рулем: кто пил и кто не пил. ГАИ предложила ввести третью – тех, кто пил, но вписался в норму. Но тут же оказалось, что для реализации подобной идеи нет денег.

Без градуса

Начальник департамента Госавтоинспекции Сергей Коломиец объясняет свою позицию: часто из-за несовершенства «трубки» или субъективизма инспектора страдают невиновные водители. Ведь алкоголь на выдохе может быть зафиксирован, даже если водитель пил вчера. Определенные градусы, как известно, содержатся в кефире и квасе. А может, человек сел за руль после приема спиртосодержащего лекарства: «трубка» немедленно покажет наличие алкоголя. 
Коломиец считает, что в Украине нужно, как в странах Европы, установить допустимый предел уровня спиртного в крови у тех, кто садится за руль. 
Норма, которую ГАИ предлагала установить для украинских водителей, – 0,3 промилле алкоголя в крови. Промилле (от лат. pro mille – к тысяче) – единица измерения, равная одной тысячной доле какого-либо числа (или одна десятая процента). К слову, такой же допустимый уровень алкоголя в крови водителя год назад узаконили в России. В европейских странах он чуть выше – 0,5 промилле, в отдельных штатах США показатель доходит до 0,8.
Перевести 0,3 промилле в конкретное количество алкоголя довольно сложно. Приблизительно это бокал пива 0,3 л, 50 граммов водки или бокал красного сухого вина. Но содержание алкоголя в крови зависит от многих факторов. Как поясняют врачи-наркологи, одно и то же количество его может обнаружиться у разных людей после разных доз спиртного. К примеру, мужчина весом 70-75 кг, выпивший пол-литровый бокал пива, через час может смело садиться за руль: алкотестер покажет ту самую норму – 0,3 промилле. А вот если такой же бокал выпьет хрупкая 45-килограммовая женщина, то ей нельзя вести автомобиль ни через час, ни через два. Кроме того, врачи оперируют сложными понятиями – вроде метаболизма алкоголя и его усвояемости конкретным организмом. В общем, рассчитать свою дозу можно только путем эксперимента.
Само же предложение ГАИ вызвало среди украинцев в лучшем случае – непонимание, в худшем – раздражение. Отечественный Минздрав сразу предупредил: инициатива преждевременна. Мол, это Европе, с ее идеальными дорогами и законопослушными гражданами можно. А нам, с нашими ямами да ухабами, нельзя даже «нюхать пробку» разрешать. Поскольку, как утверждают врачи, даже 0,2 промилле алкоголя в крови замедляет реакцию участника движения.
В европейских странах, где допустимый уровень спиртного в крови водителя составляет 0,5 промилле, «алкогольное послабление» вводили, чтобы защитить водителей, которые пили накануне. 
В соседней России, как утверждает статистика, после принятия разрешающего закона стали меньше пить за рулем. Правда, рядовые автолюбители убеждены: это не пить стали меньше, а взяток давать больше, вот и официальных протоколов поубавилось.
Простые водители в Украине тоже не в восторге от нововведения ГАИ. Считают, что нельзя и без того «шальным» украинцам позволять всякие вольности. Ведь тот, кто никогда не позволял себе пить за рулем, вряд ли после разрешения ГАИ начнет регулярно употреблять перед каждой поездкой. Зато тому горе-водителю, которого руль никогда не сдерживал от бокала или рюмки спиртного, никакие разрешения не нужны. Его «разрешения» (те, что с портретами американских президентов) всегда при нем, на случай неожиданной встречи с инспектором. 
Каждый знает, что нетрезвый водитель – потенциальный убийца. Однако не все так категоричны. Известный эксперт и автогонщик Алексей Мочанов убежден: подвыпивший человек за рулем ненамного опаснее того, кто находится в раздраженном состоянии. Мол, жена утром «накрутила» или важная сделка сорвалась, вот и едет такой водитель злой как черт, не разбирая дороги. Или другая ситуация: человек плохо себя чувствует, устал и на дороге ведет себя так же неадекватно, как выпивший. Но есть разница: злость не всегда можно контролировать, а усталости – избежать. А вот пить или не пить за рулем – личный выбор каждого.  
Благие намерения отечественной ГАИ понятны, но они могут привести известно куда. Во-первых, не исключено, что, услышав о нововведении, многие водители поспешат воспользоваться алкогольным послаблением. И, пока в процессе экспериментов каждый из них определит свою личную допустимую дозу, может случиться не одна беда. Во-вторых, нет гарантии, что новые алкотестеры не зарекомендуют себя так же, как нынешние «Визири». Ведь даже бесстрастная техника в умелых и коррумпированных руках может показывать «правильные» результаты. В-третьих, никто не говорит о том, как будут дифференцироваться штрафы для «попавшихся». У одного прибор покажет 0,4 промилле в крови после вчерашней пьянки, а другой вывалится из машины после только что выпитого графинчика водки. Штраф для каждого из них – одинаков?
Впрочем, инициатива ГАИ развития не получила. Озвучив идею, руководители МВД взялись за подсчеты, и… оказалось, что для закупки сверхточных алкотестеров, которые могут диагностировать не наличие алкоголя в крови, как устаревшие трубки или традиционное милицейское «Ну-ка, дыхни!», а его концентрацию, необходимо свыше 30 млн. грн. Которых, естественно, в бюджете МВД нет. Что ж, похоже, это тот редкий случай, когда отсутствие денег приносит только пользу.

Вікторія ЧирваВікторія Чирва, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram