Итак, когда эмоции схлынули, пришло время обстоятельно разобраться в том, что все-таки случилось, почему и что из этого следует.
Причины и варианты
Президент Порошенко не единожды заявлял, что недоволен работой Кабина. Критику правительства мы слышали на последней пресс-конференции, читали в многочисленных заявлениях. Но. Один важный нюанс. Критика всегда касалась Кабмина в целом. Оценок персонально Яценюку Петр Алексеевич старался не давать. Ибо существующее положение дел Банковую устраивает. Ей нужен слабый, разбалансированный, максимально ручной и управляемый премьер-министр. Кабинет которого можно контролировать. И потоки в нем – тоже.
Это – раз. Два – мантру про «апгрейд» Кабмина, который стоит только провести, и сразу все наладится, «продавать» можно вечно. Украинскому обществу, западным партнерам. Да, мол, с премьером нам не повезло, но уж какой есть.
До недавнего времени это проходило. Собственно, до демарша Абромавичуса, который обернулся угрозой крушения имиджа не столько премьера Яценюка, сколько Президента Порошенко. Ибо обвинения в коррупции его правой руки – де-факто обвинения самому гаранту.
Очередной виток политического кризиса, спровоцированный заявлением Абромавичуса, требовал быстрых и решительных действий.
И у Порошенко, и у Яценюка вариантов было несколько.
Наиболее очевидный – полностью обнулить Кабмин. В качестве альтернативы Яценюку рассматривались Владимир Гройсман (имел наибольшие шансы), Наталья Яресько и даже Павел Климкин (который ни о каком премьерстве ни сном, ни духом, разумеется, не помышлял). Но без голосов «Народного фронта» схема не срабатывала, а добровольно уходить в отставку Яценюк наотрез отказывался. Хотя Александр Турчинов ему это искренне советовал. Фракция БПП легитимизировать «третье пришествие Арсения» категорически отказывалась, и - по складывавшемуся информационному фону - уже было понятно: просто не будет. Вот, Александр Валентинович и подсказывал: если отчитываясь о проделанной работе, красиво все обставить, можно уйти с высоко поднятой головой. Еще и баллы на этом заработать. Мол, пробуйте-ка без меня теперь. Но совету Арсений Петрович не внял. Тогда-то на Банковой и решили попробовать всех перехитрить. Перехитрили, на свою голову.
План
Всякому, действительно пристально анализирующему украинскую политику, а не наблюдающему ее поверхностно – сквозь призму фейсбук-постов - было понятно: увольнение Яценюка не состоится. Слишком уж спокойны были – и вечером накануне и утром исторического дня - верховные конфиденты с обеих сторон.
На Банковой давали понять: прощаться с Кабмином не намерены, но нервы потреплют основательно. В «Народном фронте» доверительно уточняли: «за» отставку не хватит порядка 40-45 голосов (подробнее - в тексте Виктории Матолы). Так оно по факту и получилось. «Дрогнули» в НФ лишь после обеда и обнародования обращения Президента. Цитата: «Есть запрос на полную перезагрузку правительства. Пока что у премьер-министра сохраняется возможность выбрать, в какой способ лучше дать пространство для реализации этого запроса». Обратите внимание, модус-операнди тот же: фамилия Яценюка не звучит, но «перезагрузка правительства», у премьера – «есть возможность выбрать». А обещание «попросить» Шокина – и вовсе для отвода глаз. Шокин для Банковой – как чемодан без ручки: нести тяжело, выбросить жалко, а если уж выбрасывать, так с максимальной пиар-пользой.
Народ, кстати, повелся – и пассаж о Кабмине прочли именно так, как задумывали в АП, и о Кононенко сразу забыли. Да, и в НФ – как уже говорила – дрогнули. Именно после обнародования послания главы государства, аппарат Яценюка получил команду готовить заявление к отставке. На всякий случай.
С Банковой наблюдали, потешались, но первичного плана сие не изменило. Позиция «Оппоблока», «Воли народа» (которая еще в понедельник намеревалась Арсения Петровича «валить», но ко вторнику резко передумала), олимпийское спокойствие Яценюка, Петренко и Авакова и – самое важное – позиция спикера Гройсмана – убедительное тому подтверждение. Владимир Борисович, если очень надо, и с 27-й попытки закон проведет, и Кабмин от отставки спасет. Не по собственной воле, разумеется.
Суть
Осознавала ли Банковая – принимая решение запустить план «недоотставленный Яценюк» - возможные угрозы? Очевидно, что да – там неглупые люди сидят. Значит, они посчитали, что эти угрозы не столь опасны, нежели те, которые наступят при других раскладах.
Угроз этих у Банковой несколько.
Первая и главная – выборы. Рейтинги президентской «Солидарности» оставляют желать лучшего. Мягко говоря. «НФ» и Арсений Яценюк давно уже не являются губкой по впитыванию негатива – чересчур много его набрали. Правы были соратники Порошенко, говорившие: «чем ближе мы к Яценюку, тем ниже рейтинг». Так и вышло.
Однако, по этой части у АП есть стратегический союзник – Запад. Уже после истории с Абромавичусом, сразу несколько послов ключевых стран-доноров, ранее горой стоявших за Арсения Петровича, прямо сказали Петру Алексеевичу: «Если вы знаете, как и на кого его поменять – меняйте. Только никаких выборов».
Сам Петр Алексеевич, выступая перед депутатами своей фракции вечером среды, сообщил дословно следующее: «Есть обязательства перед нашими международными партнерами, поэтому сам инициировать отставку правительства я не буду». И еще: «Партнеры сказали нам: не входите в историю с отставкой без того, чтобы понимать, кто следующий премьер, каков состав кабинета, каким будет коалиционное соглашение и каким – календарный план его реализации. Иначе – заморозка сотрудничества (финансового, - ред.)».
Поскольку вышеозначенной конкретики у Банковой не было, статус-кво решили не менять. Непонятно лишь одно: почему эти умные слова депутатам (именно с такими акцентами!) говорились после вторничных событий, а не до. В среду в голосе Президента даже звучали нотки обиды: мол, я вас через колено – за отставку голосовать – не ломал, а вы меня теперь грязью поливаете. Дословно: «кто хочет расколоть фракцию – врет в эфирах». И гневный взгляд в сторону молодых нардепов.
Угроза номер два – Аваков. Не Арсений Петрович, а Арсен Борисович – главный раздражитель АП. Не секрет: Банковая жаждет получить тотальный контроль над всеми силовыми структурами. Именно поэтому депутаты, подконтрольные олигархам, не проголосовали «за» отставку Яценюка. Да, многим из них (олигархам) Арсений Петрович не мешает – выразимся деликатно – зарабатывать почти так же, как в прежние сытые времена. И, если его не станет, договариваться придется с кем-то другим. Точнее сказать, с Банковой. А это в разы дороже. Сложнее и дольше. Методы работы господина Кононенко товарищи олигархи на себе уже почувствовали. Но, кроме интереса шкурного, был еще один – соображения безопасности. И дело тут не персонально в Авакове, но в том, что сам факт его присутствия во власти создает определенные балансы. Да, кривые, да, косые, но – балансы. Все слишком хорошо помнят, чем чревата монополия Семьи. Не важно как ее, Семьи, фамилия.
Ну, и аргумент по мелочи: именно Аваков – тот, кто придает Арсению Петровичу боевой решимости в политических противостояниях. Лишить его этого – выбить почву из-под ног. Именно потому сам Арсений Петрович давно, еще после конфликта Авакова с Саакашвили, заявил Президенту: «Арсен и Арсений из Кабмина уйдут только вместе. Не иначе».
Для нейтрализации угрозы номер два, Банковая включила следующий этап плана «недоотставленный Яценюк». Поскольку, мол, после вторника, сложилась настолько непростая ситуация, нужно срочно менять кабминовские персоналии. Какие лучше оставить, Юрий Луценко перечислил после заседания фракции в среду. Ни Петренко, ни Авакова среди них, разумеется, нет. И это, кроме прочего, значит, что Банковая не извлекла из произошедшего уроков. Значит, что в АП не понимают: депутаты ополчились не против отдельных министров, а против лично Арсения Петровича Яценюка. И если не поменять его, все эти разговоры про «перезагрузку», «новые подходы» и «принципы» совершенно бесполезны.
Угроза номер три – коммуникация с собственной фракцией. Вот тут Банковая потерпела сокрушительное поражение. Фракция, де-факто, была принесена в жертву договорняку. В детали плана были посвящены единицы, за бортом остались даже самые приближенные, которые – вполне логично – чувствуют себя сейчас обиженными. Взять, например, Нину Южанину. Вечером среды она появилась на фракции с листочком, на листочке – перечень фамилий тринадцати «оборотней»: тех, кто подписался за отставку правительства, но голосовать не стал. Как один из топ-спикеров БПП по теме отставки, Южанина оказалась из-за них в глупом положении. И гнев ее был вполне обоснован.
Таких, как она – 80% во фракции. Если не больше. Бесследно подобное не проходит. Очевидно, в ближайшее время стоит ожидать уменьшения численности депутатов БПП. Вопрос лишь в том, сколько их будет.
Что дальше?
В среду о выходе из коалиции заявила «Батькивщина». В четверг – после продолжительных консультаций - «Самопомощь». Решение последней прогнозируемо, хоть и очень – с точки зрения самосохранения – спорное. Легко спрогнозировать: уголовные дела против видных представителей «Самопомощи» развернутся теперь не только в Харькове, но и по всей стране. И защитить своих сторонников Андрей Иванович не сможет – нет инструментов.
Далее. Как мы помним, в случае краха коалиции, закон отводит тридцать дней на формирование новой. В противном случае - перевыборы. Конечно, их объявление – право, а не обязанность Президента, но, хочу я посмотреть, как – на глазах у Запада – Петр Алексеевич, если так сложатся обстоятельства, решится затягивать с их объявлением.
Также закон говорит нам, что коалиция формируется силами фракций. Да, есть два – прямо противоречащих друг-другу – решения Конституционного суда, прозрачно намекающих на возможность ее формирования индивидуальным членством депутатов; существуют и другие юридические лазейки, но это - казуистика образца режима Януковича. Времена изменились, и сегодня (опять-таки, на глазах у Запада) на столь откровенные манипуляции вряд ли кто решится. Значит, выход один – успешно завершить переговоры с Олегом Ляшко. Понимая, что у него сейчас золотая акция, лидер «радикалов» уже выразил готовность «вернуться в семью». Вопрос лишь в том, сколько «семье» это будет стоить. В буквальном смысле.
Арифметика проста. В НФ сейчас 81 депутат, у радикалов – 21, в БПП – 136. Того – 238. Это, правда, без учета потенциальных «отщепенцев» от БПП, но – с запасом – хватает. Не конституционное большинство, конечно, но на безрыбье, и рак рыба. При стратегических голосованиях, для подстраховки всегда можно привлечь голоса внефракционных и «Воли народа». История, знает пример «регионалов», довольно долго просуществовавших с коалицией в 227 голосов. И, ничего, работали. Даже на утверждение правительственных инициатив хватало. И все 227 депутатов дружно оглядывались на Банковую. Министры – тоже.
Так будет и на сей раз. Каждый из оставшихся в должности членов Кабмина прекрасно понимает, кому обязан сохранением на посту. И этот кто-то – явно не Яценюк.
Более того, именно от Яценюка Банковая сейчас ждет подачи. Мол, со своей стороны – что могли, сделали – теперь мяч на его поле. Не зря, в конце-концов, миру была обещана «глубокая перезагрузка» правительства. Минимум две вакансии в КМУ для этого имеются. Арсения Петровича со товарищи сие устраивает. В команде премьер-министра по-прежнему верят, что скоро-скоро, вот буквально завтра, реформы дадут результат, и рейтинг пойдет вверх. Ну, хорошо, не завтра, но осень – точно. Вот, только что-то подсказывает – до осени этот Кабмин не дотянет. По независящим от него причинам.