Пытаясь угнаться за Каннами, далеко ушагавшими вперед по части кинематографических открытий, Берлинский кинофестиваль хочет усидеть на двух стульях. Во-первых, нужно не утратить статус политического кинофестиваля №1 – хоть он и довольно сомнителен, учитывая прошлогоднее молчание Берлинале по поводу украинских событий. Во-вторых, привлечь определенное количество звезд на красную дорожку – достаточное, чтобы удовлетворить спонсоров и разнообразную прессу.
Так, в этом году во главе жюри восседает Мэрил Стрип – настоящая королева Голливуда (нам уже не терпится увидеть ее на утренних показах в Berlinale Palast на Марлен Дитрих платц). Ну а в качестве открытия генеральный директор Берлинале, Дитер Косслик, снова выбрал фильм-ассорти: “Аве, Цезарь!” братьев Коэнов, собравший под своей крышей кучу голливудских звезд разных мастей – от Ральфа Файнса и Тильды Суинтон до Скарлетт Йоханссон и Чаннинга Татума.
Два года назад Берлинале открывался “Отелем Гранд Будапешт” Уэса Андерсона, и это было действительно идеальное открытие. Важный американский режиссер на самом пике своей славы снял фильм, не только фиксирующий любопытную пропасть между Западной и Восточной Европой (об этой пропасти Берлин знает не понаслышке), но и собравший в кадре кучу отличных и узнаваемых актеров – те же Ральф Файнс, Тильда Суинтон, Эдриен Броуди, Уиллем Дефо и так далее.
Впрочем, как Паоло Соррентино доказал своей “Юностью” на прошлогодних Каннах, два раза в одну и ту же реку кинематографистам – будь ты режиссер, или фестивальный отборщик – вступать не рекомендуется. “Аве, Цезарь!” стал хорошим фильмом открытия с точки зрения фестивальной политики (бебебе, Канны). Но стоит ли открываться самым слабым фильмом важнейших американских режиссеров за – сколько там прошло времени с выхода Ladykillers – 12 лет?
“Аве, Цезарь!”, как вы уже, наверное, знаете – это рассказ (буквально, с закадровым голосом) о фиксере Голливуда 50-х Эдди Мэнноксе (Джош Бролин), чья работа заключается в том, чтобы тушить пожары, связанные со студией Capitol и ее актерами. То артистка популярных мюзиклов забеременеет внебрачным ребенком, то актера с ужасным западным акцентом надо переселить из вестерна в пафосную салонную драму, то звезду наиважнейшего фильма года, название которого и дало название фильму Коэнов, похищают. За всеми перипетиями внимательно следят журналисты (не одна, а целых две Тильды Суинтон), так что Эдди нужно отбрехиваться еще и от них. Параллельно испытывая невротические угрызения совести, справляться с которыми помогают только ежедневные исповеди.
Наплыв неприятностей на главного героя стал одной из причин, по которой “Аве, Цезарь” сравнивают с “Серьезным человеком” – недооцененной, но, на наш взгляд, лучшей картиной Коэнов. Другой фильм братьев, который неизбежно всплывает в связи с “Цезарем” – “Бартон Финк”, за которого они в свое время получили “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах. “Бартон Финк” – фильм об аде творчества, сюрреалистичный и довольно циничный – идеальное сочетание для братьев.
Но “Аве, Цезарь” не похож ни на “Серьезного человека”, ни на “Бартона Финка”, хоть героем всех трех фильмов является фрустрированный мужчина средних лет. “Цезарь” – это набор бережно воссозданных жанров “золотого века" Голливуда, вроде незамысловатого (замысловатые сюда не относятся) вестерна, водного мюзикла или салонной драмы. Ну, и, конечно, центральное место занимает его величество пеплум – жанр, к сегодняшнему дню благополучно почивший в бозе, но изредка вспыхивающий зомби-фильмами вроде “Воскресения Христа”, который должен выйти в этом году (и чей сюжет парадоксальным образом напоминает сюжет фильма, над съемками которого бьется студия в фильме Коэнов). Впрочем, скоро намечается римейк знаменитого фильма “Бен-Гур”, так что вполне может оказаться, что Коэны напророчествовали возвращение жанра.
Но пока что братья последовательно демифологизируют голливудское кино, высмеивая студийную систему, но затем заново собирают миф обратно: все-таки если Эдди Мэннокс и верен какой-то религии, то эта религия – кино. Его постоянные походы в церковь отданы на откуп неврозу, а в бога Эдди верит лишь затем, чтобы снять его сына в новом фильме своей студии.
Впрочем, ни с цинизмом, ни с божественным присутствием в “Аве, Цезарь!” так и не сложилось. Нить фильма как будто теряется среди множества коэновских задумок. Львиная доля этих идей, к слову, с избытком отображена в трейлерах, так что не вздумайте их смотреть, если хотите получить удовольствие от фильма. Ключевой сюжет – похищение Бэрда Уитлока (Джордж Клуни) – бессовестно смазан, не говоря уже о множестве подсюжетов, которыми фильм напичкан под завязку. Даже история про коммунистов получилась скомканной и вообще, кажется, появилась только для того, чтобы пошутить про “Капитал” Маркса, щегольнуть доктором Маркузе и на финальных титрах включить “Калинку”.
“Аве, Цезарь!” должен был выйти в украинский прокат 18 февраля, но дистрибьюторская компания решила перенести премьеру на неопределенный срок. Что послужило этому виной – неопределенный прокатный потенциал или рифмы христианства с марксизмом – сказать сложно, но, хочется надеяться, фильм до украинских экранов все-таки доберется.
Что дальше в берлинском меню? Полтора украинских фильма в программах фестиваля – документальной “Панораме” (литовско-французско-украинская копродукция “Мариуполис”) и Generation (короткометражный фильм “Сенсиз” Наримана Алиева). В основном конкурсе – среди прочего – новый фильм Джеффа Николса “Специальный полуночный выпуск”, новый Дени Коте, фильм Венсана Переса “Один в Берлине” с Бренданом Глисоном и Эммой Томпсон, новый Томас Винтерберг, восьмичасовой Лав Диас. В параллельной “Панораме” – новый фильм Джона Майкла МакДонаха “Война против всех”, “План Мэгги” с инди-иконой Гретой Гервиг, “Пастухи и мясники” со Стивом Куганом и Андреа Райзборо. Вне конкурса – байопики о Майлзе Дэвисе и Эмили Дикинсон, новый фильм Майкла Мура, сериал “Ночной менеджер” по Джону Ле Карре и многое другое. LB.ua начинает вести традиционный фестивальный дневник.