Немного истории: Роттердамский международный кинофестиваль – один из самых крупных фестивалей Европы, наряду с Каннским, Венецианским, Берлинским. Основанный в 1972-ом году Хубертом Балсом фестиваль известен демократическим духом, так, конкурс учредили только после 1995 года. С тех пор многое изменилось. Например, новый директор фестиваля Беро Бейер в этом году решил сократить количество фильмов в главном конкурсе (VPRO Tiger Awards) с 15 до 8, а также вместо трех «Тигровых наград» присуждать только одну, увеличив таким образом денежный приз до 40 тыс. евро, чтобы привлечь к конкурсу лучшего качества кинокартины.
Итак, нынешним обладателем теперь единственного Роттердамского тигра стал американский фильм иранского режиссера Бабака Джалали «Radio Dreams». Это хроника одного особенного дня из жизни камерной иранской радиостанции, находящейся неподалеку от Сан-Франциска. Этот день необычен тем, что на радиоволнах маленькой станции должен зазвучать джем-сешн культовой «Metallica» с небольшой афганской рок-группой.
Характерные персонажи (похожий на иранского Боба Дилана главный герой), слог фильма, близкий к поэзии абсурда и нежности в работах Каурисмяки, и качество операторской работы оправдывают выбор жюри.
Конкурсная программа также впечатлила бразильско-португальским фильмом «Where I grow old» - дебют в игровом кино документалиста Марилии Рочи (Marilia Rocha). Это история молодой португалки, которая приезжает в Белу-Оризонти к своей подруге-соотечественнице. В этом фильме не столько важна история, сколько портрет города, который влияет на поведение и на решение двух молодых женщин. Типичное португальское ощущение «saudade» (меланхолия) отраженное на экране, потрясающая игра актрис – все это про «Where I grow old».
Приятно удивили не только участники конкурса, но и киноленты из параллельных программ. Вот, например, «The Whispering Star» - последний фильм культового японского режиссера и поэта Соно Сиона, сумасшедший «Клан Токио» которого уже показывали на прошлогоднем Роттердамском фестивале. Минималистический черно-белый сай-фай «The Whispering Star», рассказывающий историю женщины-курьера межпланетной доставки, является своего рода малобюджетным «Интерстелларом» с большой идеей. Благодаря последней Соно Сион все же может бороться с Кристофером Ноланом.
Еще одно открытие – итальянский фильм «Non essere cattivo» («Don’t be bad») режиссера Клаудио Калигари, претендент от Италии на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Лента рассказывает историю двух друзей, живущих в рабочих районах Рима 90-х. Фильм интересен тем, что соединяет два мира и два жанра: с одной стороны, социальный мир римских маргиналов и проституток, которые так вдохновили Пазолини, с другой, мир гангстеров à la Скорсезе – сюжет в какой-то мере напоминает историю из «Славные парни». Клаудио Калигари умер в мае 2015-го, после завершения работы над этим фильмом. В память о его кинематографическом вкладе на фестивале в этом году показали также «Токсичную любовь» («Amore tossico»), «Запах ночи» («L’Odore della notte»).
45-й кинофестиваль в Роттердаме представил еще много прекрасных кинокартин: всего 250 полнометражных фильмов и 220 работ короткого метра. Эта многочисленная, разнообразная программа, наполненная азиатским и латиноамериканским кино, отображает динамику мирового кинематографа. В одной только конкурсной программе из 8 представленных фильмов 3 – дело рук южноамериканских режиссеров. Как знать, может быть их или уже упомянутые киноленты увидит украинский зритель на 7-ом Одесском международном кинофестивале 15-23 июля.