Краткие пояснения для светского читателя
УПЦ МП - Украинская православная церковь Московского патриархата
УПЦ КП – Украинская православная церковь Киевского патриархата
Блаженнейший Владимир – глава УПЦ МП
Митрополит Александр Драбинко – его правая рука
Филарет - глава УПЦ КП
Синод – высший орган управления в церкви. На светский лад – нечто вроде Кабмина
Епископ, глава Епархии – глава церкви на данной конкретной территории (Епархии). На светский лад – губернатор
Местоблюститель – епископ, временно исполняющий обязанности главы всей церкви
Владыка Антоний – глава управделами УПЦ МП. Считался наиболее вероятным кандидатом на пост местоблюстителя УПЦ МП. На последнем Синоде, избиравшем местоблюстителя, Антоний сам снял свою кандидатуру.
Митрополит Онуфрий – местоблюститель в УПЦ МП на период болезни Блаженнейшего
Митрополит Епифаний – местоблюститель УПЦ КП
Вадим Новинский – нардеп-мажоритарщик от ПР. Считался «куратором» Банковой УПЦ МП
Андрей Клюев – глава АП Виктора Януковича. Считался «куратором» Банковой УПЦ КП
«Это его Бог наказал», - тихо сказал Блаженнейший Владимир ближайшему окружению, узнав о бегстве кровавого диктатора.
Сейчас Владимир совсем слаб. Два года тому многочисленные болезни Блаженнейшего резко обострились и только благодаря своевременной госпитализации, его удалось спасти.
Прикормленные властью «блоггеры» массово расписывали на «сливных бачках» тяжесть положения в Церкви, призывая немедленно отстранить «недееспособного Владимира от управления».
Классическая чернушная медиа-схема времен Виктора Януковича:
- массированные вбросы «дезы»
- комментарии «независимых экспертов» (с которыми всякий уважающий себя человек и за руку-то здороваться побрезгует), поочередно льющих грязь на кого скажут – хоть на Владимира, хоть на Яценюка, хоть на очередную жертву Андрея Портнова
- компрометация «инакомыслящих» (в ход шло все – от взломов почты и фальсификаций «интервью», якобы данных человеком, до откровенно голословных обвинений в духе «дочки у вас нет, но все равно она проститутка»).
Все это – с целью создания «нужного общественного мнения».
На этом фоне в конце зимы – начале весны 2012-го состав Священного Синода Украинской Православной церкви "внезапно" был расширен.
Расширен методами, мягко говоря, нелегитимными. Такими же, какие, в свое время, Виктор Ющенко использовал для формирования удобного ему СНБО, вводя - своими указами - в конституционный орган людей, которые входить туда были не должны.
Как предполагалось, "обновленный синод" должен был легитимизировать замену Блаженнейшего на другого, более "комфортного" для центральной власти предстоятеля. Например, на ректора Киевской духовной семинарии, Владыку Антония. Очевидно, его кандидатуру церковники бы поддержали куда охотнее, чем одиозного одесского Агафангела или донецкого Иллариона.
"Основной задачей" нового предстоятеля значился, разумеется, 2015-й год.
Политическое православие в действии
Согласно социологическим опросам, институт церкви пользуется у граждан Украины наибольшим доверием. При этом во власти почему-то бытует мнение, что доверие можно конвертировать в "правильные" голоса. Хотя ни одни выборы убедительно сего не доказали. При том, что "церковная составляющая" от выборов к выборам в Украине только усиливалась.
Вспомнить, хотя б, кампанию 2012-го года. "Трендом" минувшей парламентской стало использование мощей святых в агитационных целях. Мощи можно было, например, "взять в аренду" на Афоне, куда - вслед за Виктором Януковичем - вип-верующие зачастили в последние несколько лет. И хотя афонские монастыри на подобном неплохо зарабатывают, в момент, когда желающих "одолжить" нетленные останки, стало слишком много, греческие монахи негласно решили "на руки" украинским политикам мощи больше не выдавать. Даже за очень большие деньги.
За неделю до дня голосования в центре Киева, на территории Александровской больницы Виктор Янукович торжественно открыл так называемое "Афонское подворье". Акция состоялась не без активной поддержки новоиспеченного депутата от Севастополя Вадима Новинского, который - в свободное от занятий бизнесом и политикой время – иподъяконствует на службах в Лавре.
Правда, ничего общего с Афоном подворье не имело, но об этом мало кто знал. Открыть настоящее представительство Афонского монастыря на исконно "московской территории" возможным пока не представляется, и без политических последствий бы точно не обошлось, поэтому поступили проще, зарегистрировав религиозную общину под названием "Афонское подворье". С таким же успехом община могла бы называться "Общество донецких праведников" или там "Святые небеса".
Событие отметили доставкой в Киев головы Пантелеймона Целителя, на поклон к которой тут же выстроилась длиннющая очередь верующих.
Голосов на выборах 28-го октября Партии регионов это особо не добавило.
Стало понятно: на 2015-й нужно делать выводы.
Как Пшонка и Захарченко шантажировали Блаженнейшего
Выводы сделали. Летом 2013-го ближайший к Блаженнейшему Владимиру человек, митрополит Александр Драбинко и его друг Сергей Бут попали в мутную историю с якобы похищением настоятельницы и монахини Почаевского монастыря.
Драбинко, конечно, образцом тихого смирения вовсе не является, но было ли само похищение – неясно до сих пор. Потерпевшие показания давать отказывались, обсуждать ситуацию с Блаженнейшим – тем более. Тем не менее, Бута «приняли» и «закрыли» сразу. Драбинко – взяли под круглосуточную охрану: домой его не отпускали, всеми видами связи пользоваться не позволяли; поили-кормили, перевозили с места на место, иногда выпускали провести богослужение.
Без суда и следствия, он был заключен де-факто под специфический вид «домашнего ареста» с круглосуточным надзором.
Сразу после случившегося к Блаженнейшему Владимиру прибыли Виталий Захарченко и Виктор Пшонка. Прибыли поочередно. Каждый сказал одно и то же: или вы отрекаетесь, и мы Сашу отпускаем, или вы продолжаете возглавлять церковь, но Сашу мы сажаем на срок от восьми до 13 лет.
Оцените предел цинизма этих глубоко «верующих людей».
Блаженнейший Драбинко не «сдал». Окончательно «закрыть» его у органов наглости тоже не хватило и ситуация «зависла» почти на полгода. Полностью освободиться от «надзора» ему удалось только сейчас.
Киевский патриархат делает шаг навстречу
Летом 2013-го случилось еще одно очень важное событие.
В конце июня на Архиерейском Соборе в Киеве - был принят ряд резонансных изменений в устав Киевского патриархата. Одно из решений - отказ от избрания нового Патриарха в случае смерти прежнего, собственно - Филарета.
Более того, на случай болезни или смерти Патриарха, введена новая должность - местоблюститель, который бы временно выполнял обязанности главы церкви до тех пор, пока не увенчается успехом объединительный - Московского и Киевского патриархатов - диалог.
Местоблюститиелем стал митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский Епифаний.
Филарет, которого многие считают «раскольником», немного отступил на задний план (хотя реальным лидером УПЦ КП все равно остается он, - С.К.). Пути к переговорам значительно расширился.
О каких переговорах, каком диалоге речь?
История вопроса
Украинцы уже привыкли к тому, что в стране существует две крупных церкви (кроме всех остальных) – Киевского и Московского патриархатов. Но мало кто сможет объяснить, в чем между ними разница. Особенно – из представителей младшего поколения.
LB.ua делает небольшой исторический экскурс.
Сразу после обретения Украиной независимости государственной, обострилась борьба за независимость церковную. Для этого требовалось получение от Москвы полной автокефалии. Фронтменом борьбы выступал Филарет, прежде единолично возглавлявший украинскую церковь. В борьбе его поддерживал Президент Кравчук – вопрос был крайне важен политически.
И все бы ничего, ведь цель благая, если бы не личность самого Филарета. Которого многие церковники уличали в самоуправстве, излишнем себялюбии, стремлении удовлетворить – посредством отделении церкви от Москвы – личностные амбиции. Двадцать с лишним лет спустя подобные претензии могут, конечно, показаться необоснованными, однако все, опрошенные LB.ua авторитетные церковники, их справедливость подтверждают. «Это был его личный имиджевый проект. Поэтому он пошел до конца», - говорят они.
В январе 1992-го в Киеве собирается Украинское епископское совещание, которое решает обратиться к Москве с соответствующей просьбой о предоставлении нам полной автономии. Просьбу не поддерживают лишь трое епископов. Один из них – упоминавшийся в самом начале текста - владыка Онуфрий.
В середине весны данный вопрос обсуждается уже в Москве на Архиерейском соборе. Дискуссия выдается весьма бурной. В ее ходе всплывают, в частности, многие факты, характеризующие деятельность Филарета отнюдь не с лучшей стороны. Договорились до того, что самого Филарета лучше бы сместить, избрав в Киеве нового Предстоятеля.
Поспособствует ли окончательное отделение Киева борьбе с раскольническими явлениями в украинской церкви? – задался простым вопросом Алексий Второй. Следует сказать, раскольничество в ту пору приобрело масштабы огромные и весьма тревожные. Ответ, увы, негативный. Основания так полагать были (кому интересны подробности – погуглите, - С.К.).
Итоги Москвы обернулись для Филарета полной катастрофой. Алексий предложил ему сложить с себя полномочия предстоятеля Украинской Церкви. Сделать это сию секунду Филарет отказался, однако пообещал, что по возвращению в Киев соберет Синод, на котором епископы смогут выбрать нового Предстоятеля. Более того – перед крестом и Евангелием – подтвердил обещание сложить полномочия Предстоятеля, как только соберется Собор.
Однако, по возвращении в Киев, быстро об этом забыл. Более того, объявил, что в Москве архиереи работали с нарушением процедур, а значит все их решения нелегитимны. Венец – заявление на пресс-конференции: «я буду возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку Богом дан украинскому Православию».
Далее создание Киевского патриархата, тем паче – при поддержки АП Кравчука – было делом техники.
В дальнейшем Москва Филарета лишила всех церковных санов, полностью разжаловала. Он, однако, низвержения не признал.
На сегодня Киевский патриархат не признан ни одной из канонических церквей. Не признан, в частности, Константинопольским патриархатом.
То есть, существует, но он как бы вне закона. Лучшее тому подтверждение: сами священники Киевского детей своих предпочитают крестить в Московском.
При этом позиции Киевского весьма сильны. По данным Госкомитета по делам национальностей и религий, по состоянию на начало 2013-го в Украине насчитывалось почти 12 с половиной тысяч приходов Московского патриархата, четыре с половиной тысячи - Киевского; еще три с половиной тысячи греко-католических приходов и 895 - римо-католических.
Варианты объединения
Все двадцать с лишним лет раскола между Киевским и Московским продолжались вялотекущие переговоры об объединении. Продолжались волноообразно – взлеты чередовались с падениями, но чем больше проходило времени, тем более интенсивными они становились. Младшее поколение церковников, тем более – активная часть их прихожан - раскол и сопутствовавшие ему политические обстоятельства помнит плохо и всячески ратует за объединение.
Возможных сценариев объединения три:
- под патронатом Москвы. Когда Киевский патриархат признает, что он «вне закона», отказывается от своей самостоятельности, вливается в лоно УПЦ МП, всех (!) его священников заново рукополагают. «Русский мир» на марше, Владимир Путин и Патриарх Кирилл пьют шампанское;
- под патронатом Константинополя. Киевский патриархат признает, что он «вне закона». Приходы Московского - получают полную автокефалию от Москвы (которую Москва, разумеется, Киеву ни за что не предоставит, - С.К.). «Обнулившись» таким образом, обе стороны входят в лоно Константинополя. Что исторически вполне закономерно: вплоть до середины 17-го века киевский престол "относился" к Константинополю, а легитимность его перехода в ведение Москвы (по результатам бурной деятельности Богдана Хмельницкого) вызывает у историков вызывает массу вопросов;
- создание силами единой Помесной церкви. Голубая мечта Виктора Ющенко. Формула Поместной церкви – Киевский патриархат плюс Московский. Необходимо, однако, чтобы такая Поместная церковь была признана. Шансы на что чрезвычайно малы.
В чистом виде ни один из этих трех сценариев нереализуем. На сложные вопросы простых ответов вообще не бывает, а данная проблема еще «утяжеляется» спецификой внутрицерковной «кухни». Не говоря о факторах сугубо человеческих, также – политических.
Тем не менее, межцерковный диалог продолжается. Хоть и небольшими шажками, но стороны продолжают двигаться навстречу друг-другу.
Смена власти в Украине внесла в процесс свои коррективы.
Очередная подвижка произошла на прошлой неделе.
Синод
Как известно, Киевский патриархат изначально способствовал укреплению духа восставшего народа. Не обращаясь даже к событиям последних месяцев, вспомним лето, торжества по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси.
Праздничный молебен на Владимирской горке превращается в махровое торжество политического православия. Служит сам Патриарх Кирилл. Виктор Янукович и Владимир Путин истово крестятся. При этом у Кирилла охраны в два раза (!) больше, чем у двух президентов-параноиков вместе взятых.
На следующий день торжественную службу во Владимирском правит Филарет. Двери собора распахнуты настежь – милости просим всем желающим. После шумная толпа крестным ходом идет на Владимирскую горку. Впереди процессии – Филарет. Снова таки, без охраны.
Ну, и т.д.
В ночь разгона «детского Майдана» студенты нашли убежище на подворье Михайловского (вотчина УПЦ КП) монастыря (который позже превратился в полноценный полевой лазарет. А на заднем дворе обители даже складывали – перед отправкой в морг на Оранжерейную – тела погибших).
Не возникает сомнений: любой другой монастырь – к какой конфессии он бы не принадлежал – поступил бы точно так же. Священники Московского все это время тоже не оставались в стороне – выступали с заявлениями, поддерживали – как могли – людей. Многие из них в частном, так сказать, порядке, ходили на Майдан – строили баррикады и даже воевали на передовой.
Но обстоятельства места и времени сложились именно так. В список добрых дел неканонического Киевского патриархата Евромайданом записано множество плюсов.
В ночь с 22-го на 23- е февраля иерархам Киевского Патриархата стало известно о возможном штурме плохо управляемыми радикальными отрядами бойцов самооброны (теми, что ориентированы на свободу) Киево-Печерской Лавры.
Логично, они тут же сообщили об этом коллегам и Московского.
Предложив, как бы между прочим:
- Какой-никакой авторитет в кругах самообороны мы имеем, попробуем на них повлиять. А вы, взамен, поддержите-как инициативу о возобновлении между нами диалога на предмет объединения. И польза будет всем, и себя обезопасите.
В Московском радостно согласились.
Рано утром 23-го февраля появился формальный повод для разговора – письмо Филарета Блаженнейшему Владимиру с призывом интенсифицировать межцерковный диалог, результатом которого могло бы стать создание Поместной церкви (речь шла именно о Поместной, но в данном случае, это – суть, форма – важнее).
Следует отметить, что писем таких от Киевского Московскому прежде поступало немало. Часть из них игнорировалась, «по мотивам» отдельных – создавались специальные комиссии, «подготавливавшие диалог», но толку от этого особого не было.
Тут же действительно представилась уникальная возможность совместить «приятное с полезным». Для этого требовалось, правда, созвать Синод.
Синоду предстояло принять два важных решения.
Первое – избрать блюстителя Киевской кафедры. Говоря простым языком: человека, который бы осуществлял все практические функции руководителя церкви. Блаженнейший Владимир справляться с ними, по состоянию здоровья, уже не может.
До поры до времени, главным претендентом на сей пост назывался управделами УПЦ МП владыка Антоний. Человек прогрессивно мыслящий, Антоний, тем не менее, состоял в близкой коммуникации с властью. Коммуникацию модерировал нардеп Вадим Новинский, считавшийся «смотрящим» от Банковой за УПЦ МП (Киевский патриархат курировал Клюев, - С.К.). В околоцерковных кругах не было человека, не знавшего о стремлении Антония возглавить УПЦ МП. Наличие живого Блаженнейшего Владимира делу не мешало.
Не то, чтобы Антония свои же недолюбливали, нет, но столь демонстративные амбиции, подкрепленные, вдобавок, поддержкой властей, многих возмущали.
На последнем Синоде, 24-го февраля, такой поддержки у Антония уже не было. Вадим Новинский на Синод приехать не решился. Зато прибыла «тяжелая артиллерия» с противоположной стороны – Андрей Деркач. И даже Петр Порошенко почему-то.
В итоге Антоний свою кандидатуру снял сам.
Но председательствовавшего на заседании одесского Агафангела это не устроило. Он настаивал на том, что местоблюститель вообще не нужен и церковь – раз уж Блаженнейший болен – может управляться синоидально. То есть, как бы коллективно, силами Синода. На самом деле подразумевалось, что основные бразды правления переберут на себя они с Илларионом.
По мнению самих церковников, Илларион и Агафангел - персоны, едва ли не наиболее одиозные во всей УПЦ МП. Спорить на данную тему можно долго, но для человека светского достаточно, пожалуй, будет упомянуть, как Агафангел давеча клеймил Майдан, где "собрались все силы ада".
Третий одиозный «тяжеловес» - настоятель Лавры владыка Павел – на Синоде отсутствовал. Он вообще давненько – под предлогом больничного – пропал из поля зрения. Собственно, вскоре после того, как умудрился на проповеди сравнить Виктора Януковича с Иисусом Христом и пообещать: «церковь с вами до конца».
По собственной информации LB.ua, все это время он находится в одном из лучших отелей Дубая и чувствует себя весьма неплохо.
Но вернемся на Синод.
Идее Агафангела - о коллективном управлении - епископы возмутились. После долгих споров и препираний постановили выбрать местоблюстителем владыку Онуфрия.
Онуфрий – человек в церковных кругах очень уважаемый, истинно глубоко верующий, ратующий за благо церкви, при этом не имеющий особых карьерных, тем более – политических амбиций; последние двадцать с лишним лет – митрополит Черновицкий и Буковинский.
Одно «но»: как мы уже знаем, в 1992-м он был против полной автокефалии Киева от Москвы. То есть, с точки зрения интенсификации диалога с УПЦ КП, его персона спорна.
«За двадцать лет люди меняются. Сейчас он может повести себя совсем иначе. Тем более, он действительно всегда все делал лишь во благо церкви», - комментировали избрание Онуфрия его коллеги.
Кроме того, свое одобрение его местоблюстительству еще ранее высказывал Блаженнейший, как бы давая понять, кого бы хотел видеть «преемником». А мудрость и волю Блаженнейшего в УПЦ МП сомнению не подвергает никто и никогда.
Второе важное решение Синода – формирование специальной комиссии, для подготовки и налаживания этого самого диалога. Возглавил ее митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. Отлично образованный, западнориентированный, на него возлагают большие надежды. Вопреки даже тому, что кадровый состав комиссии, в целом, мог бы быть и посильней.
Но это уже частности, кадры можно поменять.
«Важно, что нам удалось и местоблюстителя избрать, и комиссию сформировать. Шансы добиться этого были крайне малы. Синод весьма консервативен, плюс фактор Агафангела и Илалриона… Поэтому нынешний результат – несомненный успех», - говорили сановные церковники в понедельник вечером.
Уже в среду – впервые за все время – состоялась первая за все время продолжительная встреча Филарета и Александра Драбинко. Встреча неформальная, способствовавшая разрешению многих спорных вопросов.
Представители двух патриархатов наконец осознали: в форме ли межцерковного диалога, в какой-то другой, должны держаться друг за дружку, максимально сближаться. Только так они могут полноценно служить обществу, миру; исключительно сообща – противостоять попыткам любой власти использовать церковь ради гнусных электоральных выгод.