ГоловнаБлоги

Антология украинского таксиста

Вы вызываете такси. Ну, вам надо ехать на вокзал, у вас чемоданы, сумка с ноутбуком, еще что-то там… Вы вызываете такси не за полтора часа до отправления поезда, потому что не хотите доехать за 20 минут и отираться потом час. Вы вызываете такси с таким расчетом, чтобы доехать до вокзала, расплатиться, дойти до нужной платформы, найти нужный вагон, сесть в него, разместить свои вещи на полке и через 10 минут поехать.

Фото: respublika.info

И приезжает такси. Не очень чистая машина еще советского автопрома или двадцатилетняя иномарка. Багажник тоже не очень чистый и там лежат какие-то бутылки, тряпки, железки и трубки. И еще канистра.

Интерьер салона поражает своим разнообразием. Например, сиденья могут быть застелены негнущимися потертыми ковровыми дорожками. Или задрапированы искусственным мехом «под леопарда» противоестественной расцветки. Или все сиденье – в крошках каких-то, волосах, пухе. Выходишь потом из такой машины – и можно сразу в химчистку.

На полу валяются пластиковые бутылки из-под минералки, рекламные проспекты супермаркетов, провода. Очень часто в салоне находится любимый атрибут любого таксиста – «шашечки» от другой службы такси, на которой парень подхалтуривает.

Ремень безопасности редко работает. Попытка пристегнуться воспринимается таксистом как личное оскорбление, и он будет презирать вас всю дорогу.

Запах в салоне варьируется от удушливого горького бензинного до удушливого сладкого от благовоний в баночке, болтающейся на зеркале заднего вида. Но чаще всего, конечно, в салоне такси доминирует запах таксиста. И чаще всего у меня возникает желание позвонить в службу такси и внести рацпредложение насильно укомплектовывать каждого таксиста при приеме на работу средствами личной гигиены.

Со счетчиком в машине может быть два варианта. Первый – счетчика нет. Но это вариант скучный. Вариант «счетчик есть» разнообразный. Есть счетчик – будут приключения. Часто таксисты «забывают» его включить, когда вы сели в машину, а потом называют вам цену наобум. Или наоборот – включают счетчик минут за десять до того, как подъехали к вашему дому, и показывают вам какое-то безумное для расстояния от точки А до точки В с вами в салоне число. Или просто придумывают вам какую-то сумму – например на 15 или 20 гривен больше реальной. И на вопрос: «Почему 50, а не 30?» отвечают вопросом: «А сколько?»

Или вот еще бывает - таксист опаздывает. Нет его пять минут, десять, пятнадцать. Вы уже вышли из дома и караулите его на перекрестке. Вы несколько раз позвонили в службу, и девушка-оператор сказала вам, что «машинка уже повернула к вашему дому». Но вам отлично все видно – на улице ни души, и никакая машинка никуда не повернула. А через 10 минут приезжает таксист и сообщает, что он вас сейчас быстренько довезет. Потому что до этого он взял какого-то голосующего на улице и быстренько довез его. А вы ждали 20 минут. И вам не сделают за это скидку. А чтобы успеть, куда вам там надо, ехать таксист будет со скоростью не 60 км/ч, а больше 80. А ремни у него что? – не работают, как правило.

Фото: tsn.ua

Ну ладно. Поместили вы как-то чемодан в багажник. Сели. Едете. Приезжаете на вокзал – а у таксиста нет сдачи. А у вас поезд через 20 минут. Или через пятнадцать. Или вам вообще билеты надо еще купить. То есть либо подарить таксисту 50/100/200 грн, либо тратить время на размен, чтобы заплатить 30.

Вы вызываете такси, а не ловите на улице первое попавшееся. Но этого мало. Вам нужно соблюсти целый ряд условий и удостовериться, что девушка-оператор все эти условия услышала и зафиксировала. Вам нужно сказать, что такси нужно чистое, с чистым салоном, свободным и чистым багажником. Вам нужно попросить назвать стоимость поездки или ознакомиться с тарифами, после чего открыть googlemap и посмотреть, сколько километров вы проедете. Вам нужно уточнить, нет ли сегодня в этой службе полуторного тарифа, который таксисты так любят придумать по поводу любого дождя, незначительного снегопада или по поводу вашего багажа (хотя багаж в багажнике по правилам всех служб такси не стоит никаких дополнительных денег – в отличие от крупногабаритного багажа в салоне). Ах, да – и вы должны несколько раз повторить, что вы едете на вокзал, у вас поезд, у вас не будет размена – чтобы таксист был при сдаче и не опоздал.

Это касается всех служб такси. Всех без исключения.

Конечно, это связано с тем, что владельцы ЧП, предоставляющего пассажирские перевозки, не особо заботятся о сервисе и совсем не задумываются о стандартизации.

Конечно, это связано с тем, что таксисты в своем большинстве – это люди, которые думают о том, как бы срубить с вас лишнюю десятку или двадцатку и потратить на это минимум усилий. Для украинского таксиста его работа – это не перечень услуг, который он должен предоставить хорошо. Для украинского таксиста его работа – это легкие деньги за то, что у него есть права, машина и он умеет нажимать на педали и крутить руль, одной рукой придерживая мобильник, а другой – держа сигарету. Практически любое замечание – не курить, перестать говорить по телефону, снизить скорость, выключить радио «шансон», ехать по выбранному вами маршруту, а не так, как хочется ему etc. - воспринимается как личное оскорбление и приводит к конфликту. Тут возможны два исхода:

  • Таксист либо нарочито медленно выполнит вашу просьбу, будет молчать всю дорогу, нехотя уточняя какие-то детали, а в конце поездки назовет цену своему ущемленному самолюбию (как правило, существенно превышающую реальную стоимость).
  • Таксист сразу начнет с вами спорить, популярно объяснит вам, что здесь – его машина, и командовать будете у себя в квартире. После чего вы либо можете покинуть автомобиль, либо позвонить оператору, которая приструнит таксиста. После этого см. пункт 1.

Но все равно основной причиной такого состояния услуг такси в Украине является отношение самих потребителей этих услуг. Их может сто раз не устраивать то, что машины – старые и грязные, а таксист постоянно норовит содрать лишние деньги сверх тарифа. Но они будут продолжать ездить этой службой. Они не будут звонить оператору или директору ЧП. Они не будут писать жалобы с указанием номера машины, службы такси в общество по защите прав потребителей. Они даже не будут читать, обманул ли их в этот раз водитель – и если да, то на сколько. И когда таксист скажет, что ему должны 35 вместо положенных 30, они махнут рукой.

Сами водители ничего «такого» в этих навязанных пяти-десяти гривнах не видят. Может, кто-то из пассажиров тоже не считает это чем-то противоестественным. Но для меня такое вынуждение заплатить больше – то же самое, как если бы я, решив вдруг, что мне мало платят, достала бы из сумки своего начальника кошелек и взяла оттуда сколько-то там банкнот на свое усмотрение. А когда мой начальник застал бы меня за этим занятием, я бы приняла независимый вид и сказала: «И что? Мне надо больше денег». По сути, таксист отличается от офисного работника тем, что он себе это позволяет – и часто ему это сходит с рук.

Как-то один разговорчивый таксист поделился со мной своей обидой – мол, вот во всех американских фильмах показывают, как пассажиры легко отдают таксисту 10 или 20 долларов одной купюрой, не требуя сдачи, - мол, остаток идет «на чай». А у нас все такие жадные – торгуются, переспрашивают, спорят, высчитают все до гривны и потребуют до гривны сдачу. Мне кажется, пока украинские таксисты будут держать своих пассажиров за идиотов, культуры давать чаевые таксистам никогда не появится. Я не знаю ни одного человека, который бы хотел дать на чай тому, кто пытается навязать некачественный сервис и приврать цену за этот сервис.

По сути, службами такси никто не занимается – как, впрочем, не занимаются многими другими сферами услуг. В Украине вообще человеческое отношение к клиенту зависит либо от стоимости услуги, либо от личного решения того, кто эту услугу предоставляет. Это правило работает, правда, в основном с магазинами и ресторанами. Но если вы вызываете службу такси, которая на 30-50% дороже остальных, - это не значит, что таксист не попытается взять с вас больше денег. За 30-50% стоимости вы можете получить чистую машину, нормальный запах в салоне, пустой чистый багажник, работающие ремни безопасности – но вас тоже могут попытаться «надуть» на цене. Я спросила одного таксиста из такой службы, почему так происходит в службах такси бизнес-класса. Он ответил, что многие автомобили в этих службах взяты в кредит, и сам таксист за свою работу получает не намного больше, чем его коллега в каком-нибудь «первом таксомоторном». Естественно, о своей машине таксисты заботятся – регулярно отгоняют на мойку, стараются не подбирать пассажиров на улице (они вообще пришли работать в дорогую службу, чтобы к ним в салон не садился кто попало). Но желание получить больше денег не пропадает – причем чем дороже служба, чем лучше автомобиль, тем больше хочет получить с пассажира таксист сверх тарифа. А бывает иногда резкая смена «политики партии». Вчера я заказала машину в службе, в автопарке которой должны быть автомобили Skoda Fabia. За мной приехал «москвич». В своей жизни на «москвиче» я ездила дважды: в 4 года нас подвозил на дачу сосед, и вот вчера – потому что я ехала на вокзал и не было времени менять машину. Девушка-оператор сказала, что у них теперь «смешанный» автопарк.

- Никогда не знаешь, чего ждать от такси, - резюмировала знакомая в «скайпе».

- Почему же «никогда»? Надо ждать подставы, - не согласилась я.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram