Не смотря на успех за границей, отечественные кино-форумы победную короткометражку проигнорировали. Сегодня история повторяется и с новым фильмом режиссера - «Дорога к дому».
Странно, фильм о судьбе одесских беспризорников - социальное кино, легко выбивающее слезу из глаз политиканов и деньги из их тугих кошельков…
Казалось бы, это маст-хэв для любого кинофорума: отличный видеоряд, актуальная, пусть и не новая тема. Но оргкомитеты украинских фестивалей демонстративно пренебрегают картиной Регины, не исключено, что и из-за того, что та уже семь лет, как живет в Париже.
Их истории были запечатлены одесситкой Региной Марьяновской в фильме-портрете «Дорога к дому», - картине ставшей наглядной иллюстрацией тому, как несколько тусклых лучей надежды, все же могут развеять тьму…
— "Дорога к дому". Синопсис
Конечно, родилась она в Одессе и свое кино продолжает снимать здесь. Но для украинского фестивального движения это не показатель. Здесь Марьяновскую не считают «своим режиссером» и ее кино пропагандировать не намерены. Работая над последним фильмом Регина уяснила забавную истину - одесским сироткам (и кинорежиссерам) легче получить поддержку у бостонских музыкальных фриков, нежели у украинских политиков и арт-директоров местных фестивалей. Заглавную песню ее фильму подарила экс-фронт-герл Dresden Dolls - Аманда Палмер.
Певица, познакомившаяся с Региной полгода назад в нью-йоркском пабе, прониклась тем, что украинка снимала «детей подземелья» в разгар эпидемии «испанки», унесшей множество жизней в 2010-м… «Ради детей я готова на все» - призналась Аманда, но так и осталась в меньшинстве. Одержимость Регины сделать кино, которое бы помогло решить проблемы бездомных детей тронула далеко не всех.
На данный момент в праве показа нам отказали уже два крупных украинских кино-форума. «Молодость» - из-за того, что документальный фильм снят не на кинопленку, а на HD-cam (интересно, кто теперь снимает документальное кино на 35-милиметровую?).
А Одесский кинофестиваль - по нелепейшей причине отсутствия в социальном кино элементов юмора, что само по себе смешно... Большие надежды возлагались на профильный кинофестиваль «Docudays», но от него ответа нет и по сей день. Устав оббивать пороги родных оргкомитетов, Регина подала заявку на Нью-Йорский кинофестиваль и… фильм моментально попал в его программу.
Стало быть, жалобы украинских кино-критиков и кулуарщиков о кризисе кино в нашей стране, беспочвенны. Но любому арт-директору кинофестиваля до сих пор легче изойти желчью о «гибельном состоянии национального кинематографа», нежели поддерживать фильм, который пытается вывести Украину на мировой уровень.
В этом году Регина получит диплом Академии кино в Париже. Где и о чем она снимет свою следующую картину - напрямую зависит от «адресной успешности» продвижения нынешней. Сейчас она обратилась за помощью к Карле Бруни. Супругу французского президента украинское кино заботит больше, чем директора «Молодости» Андрея Халпахчи, обеспокоенного исключительно спонсорскими бюджетами. Неудивительно, что премьеры достойных украинских фильмов происходят на фестивалях в Нью-Йорке и Каннах.
Фильм «Дорога к дому» Регины Марьяновской обязательно будет показан в Украине, просто сегодня дату его премьеры указать довольно сложно. Конечно, наша страна радует забавной тенденцией - фестивальное движение здесь обострилось не на шутку и в него вкладывают деньги. Жаль, данная эпидемия спонтанной любви к «главнейшему из искусств» не облегчает кинорежиссерам пути к успеху.