На 90-е годы пришелся не только упадок военного и торгового флотов на Черном море, но и практически полное исчезновение научного флота. Почти все 86 судов (в т.ч. суда погоды, космической связи, рыбопоисковые суда, а также подводные аппараты севастопольской базы «Гидронавт») после прекращения государственного финансирования либо встали на вечный причал, либо сменили собственников и доживали свой век на рейсах стамбульского направления.
На этом фоне судьба научно-исследовательского корабля «Профессор Водяницкий», сошедшего с верфи финского Турку в 1976 году, оказалась самой «счастливой». Согласно условиям договора, фрахтовальщик обязывался сохранять оборудование, хотя и устаревшее, на котором изредка ученые могли проводить изучение акватории Черного моря.
В Интернете до сих пор попадаются объявления того времени, рекламирующие услуги «Профессора Водяницкого», объемы его трюмов, «позволяющие вместить любой товар», а также приглашение «совместить отдых и бизнес». Но к середине 2000-х челночный бизнес угас. Те, кто в 90-е возил товар в клетчатых сумках, с потребительским бумом начали возить товар целыми фурами. Фрахтователю стало невыгодно содержать судно.
«Когда истек срок аренды, нам просто заявили – либо вы забираете судно, либо мы срезаем все лишнее и переделываем его в яхту», – рассказал «Левому берегу» завотделом исследований окружающей среды Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Валентин Радчук.
Ученые согласились забрать корабль в надежде, что удастся вернуть его к исследовательской деятельности. Впрочем, возвращение в 2006 году «Профессора Водяницкого» в Камышoвую бухту Севастополя еще не значило, что его мытарства закончились. Судно требовало серьезного ремонта и обновления оборудования. Последний исследовательский корабль Украины, неоднократно пересекавший экватор во время океанических экспедиций, мог запросто сгнить у берега.
Вопрос о восстановлении корабля и возвращении его Институту биологии южных морей подняли академики Виталий Старостенко, Петро Гожик, Валерий Еремеев и Евгений Шнюков, принимающие участие в программе НАН Украины по изучению морской среды. А дополнительные средства в госбюджете помог найти народный депутат Станислав Довгий, руководитель Института телекоммуникаций, принимающего участие в морских экспедициях и наблюдениях в Азово-Черноморском бассейне.
Ремонт занял целых три года. На корабле установили оборудование, позволяющее вести комплексное исследование акватории. Новый эхолот, например, позволяет оценивать продуктивность полей зоопланктона и собрать информацию о структуре и плотности дна, которая пригодится при прокладке кабелепроводов и трубопроводов. С помощью гидрологического комплекса планируют провести ряд гидрохимических и гидрологических исследований. Кроме того, на борту установлены сейсмооборудование, метеоприемники для составления карт погоды, подводная камера, которая может работать на глубинах до 65 м.
Но особое внимание планируется уделить перспективным нефтегазоносным структурам акватории Черного моря. По разным оценкам, запасов газа на морском дне может хватить как минимум на полстолетия – при нынешнем потреблении Украиной «голубого топлива» в объеме 50 млрд. кубометров в год. Косвенными свидетельствами, указывающими на месторождения, являются грязевые вулканы и газовые фонтаны, похожие на каспийские, где ведется промышленная добыча нефти и газа.
Полученные пробы можно изучать прямо на судне, где расположены 12 лабораторий, и там же – обрабатывать данные, для чего установлены компьютеры и станция спутниковой Интернет-связи.
Новый научный рейс «Профессора Водяницкого», 63-й в его истории, запланирован на начало 2010 года. «Сейчас не менее важно решить вопрос с зарплатами для членов экипажа корабля», – говорит Валентин Радчук. На них необходимо распространить нормы оплаты труда Минтранса, но пока этот вопрос замер. Ученые надеются, что когда судно будет готово, зарплатный вопрос решат оперативно. Сейчас же капитан получает в десятки раз меньше, чем может заработать на коммерческих судах.
Возможности реконструированного корабля позволяют ему работать не только в Черном море. Он в состоянии выдержать рейс к Антарктиде, где у Украины находится станция «Академик Вернадский». После ремонта судно может еще 15 лет выполнять научные задачи, которые ставит перед собой НАН Украины. Этого времени более чем достаточно, чтобы Украина смогла купить или построить современные научные суда. Если не хочет при освоении морских и океанических ресурсов остаться у разбитого корыта.