ГоловнаЕкономікаДержава

Золоті квадратні метри. Чому реформування податку на нерухомість знову актуальне

До 1 июля многие украинцы получили от фискальных органов налоговые уведомления с требованием в течение 60 календарных дней оплатить налог на недвижимость за 2017 год. Сама сумма выплаты существенно выше прошлогодней, так как привязана к минимальной заработной плате, которая с января 2017-го увеличилась вдвое до 3200 грн. При этом, к сожалению, кроме сумм сборов по налогу на недвижимость, не выросли ни прозрачность его администрирования, ни эффективность, ни целесообразность. Налог на недвижимость до сих пор остается одним из самых спорных и давно требует реформирования.

Фото: Журнал Житомира

Ставки налога на жилую или нежилую недвижимость, которая находится в собственности физических или юридических лиц, согласно Налоговому кодексу, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, в размере, не превышающем 1,5% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года, за 1 м2 базы.

Если минимальная заработная плата на 01.01.2017 г. определена в размере 3200 грн, то предельный размер ставок, предусмотренный для расчета налога в 2018 г. (за отчетный 2017) не должен 48 грн за 1 м2 базы налогообложения.База налогообложения объекта жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического лица уменьшается:

  • для квартиры / квартир независимо от их количества - на 60 кв. метров;
  • для жилого дома / домов независимо от их количества - на 120 кв. метров;
  • для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры / квартир и жилого дома / домов, в том числе их частей) - на 180 кв. метров.

То есть, если вы собственник квартиры площадью 120 кв.м, то базой налогообложения для вас будет площадь в 60 кв.м и заплатить вам придется 2880 грн. Если вы владеете квартирой в 100 кв.м. и домом в 150 кв.м - то базой налогообложения будут 70 кв.м и за оба объекта вы уплатите максимум 3360 грн. Многих это подсчеты заставят удивиться, ведь владелец одной квартиры платит немногим меньше, чем собственник и квартиры, и дома. еще больше они удивятся, когда узнают, что какой-то собственник вообще может не платить этот налог, ведь местные власти наделены правом устанавливать по нему налоговые льготы на собственное усмотрение.

А ведь в свое время налог на имущество вводился именно как «налог на роскошь» и предполагалось, что заставив владельцев заводов и пароходов заплатить за нажитое непосильным трудом, мы наполним местные бюджеты и сможем хоть ненамного, но улучшить жизнь тех, кому ни заводов, ни пароходов не досталось.

Увы, надежды по ряду причин не оправдались. В прошлом году утвержденный местными советами налог на недвижимость должен был принести регионам 1,9 млрд грн, но фактические поступления по итогам года были выше - 2,4 млрд грн. Столица - безоговорочный лидер, там собрали почти 450 млн грн этого налога. При этом в Киевской области, где число элитного жилья не меньше, чем в самом Киеве, лишь на пятом месте по сборам - 195 млн грн. На втором, третьем и четвертом местах - Одесская (264 млн), Харьковская (235 млн) и Днепропетровская (225 млн) области.

Фото: kharkov-terminal.com.ua

В текущем году, согласно бюджетным планам, на местах планируют собрать свыше 2,5 млрд грн налогов на недвижимость, физические лица уплатят государству не менее 480 миллионов, а скорей всего и того больше. В 2017-м, например, при плане в 341 млн грн, фискалы умудрились собрать с граждан свыше 444 миллионов.

Вроде и не малые суммы, но они растворяются в объеме других поступлений и никак не могут конкурировать ни с платой за землю, ни уж тем более с налогом на доходы физлиц. Потенциально именно налог на недвижимость должен быть одним из основных источников поступлений в местные бюджеты, на сегодняшний день его вклад в их финансовую устойчивость минимален. Сборы налога на недвижимость - это лишь 4,5% от всех местных налогов. Но эта малая доля в местных бюджетах больно бьет по многим собственникам. Налог так и не стал эффективным инструментом фискальной политики регионов и совершенно не гарантирует ту самую социальную справедливость, ради которой как правило и вводятся имущественные налоги.

Во-первых, в корне неправильной является приравнивание нежилого имущества субъектов хозяйствования, которые используют его для получения прибыли, и физических лиц, которые в большинстве случаев платят налог с сараев и гаражей, используемых в личных целях. Согласитесь, что склад, принадлежащий фирме и склад на дачном участке – это разные по функциональному назначению, стоимости и ценности объекты. И хозяин дачи, ничего на своем складе не зарабатывающий, не находится в равных условиях с хозяином фирмы, активно использующей свой склад в работе.

Во-вторых, базой для налогообложения является площадь помещения, а не его рыночная стоимость. А ведь даже в границах одного города можно найти две квартиры площадью свыше 60 кв.м, одну из которой можно смело отнести к элитной недвижимости, а вторую - к жилью в аварийном состоянии. Если присовокупить разное территориальное расположение облагаемой налогом недвижимости, разница будет еще более впечатляющей.

Один из элитных новостроев Киева - ЖК Central Park
Фото: abcnews.com.ua
Один из элитных новостроев Киева - ЖК Central Park

Компенсировать эти перекосы попытались введением льгот для собственников нескольких объектов недвижимости, и правом местных властей предоставлять дополнительные льготы по собственному усмотрению. Это сделало налог на недвижимость еще более несправедливым, так как в выигрышном положении оказались не только владельцы нескольких объектов недвижимости, но и те, кто нашел подход к местным властям и получил льготу на уплату налога. Как мы понимаем и первая, и вторая группа «льготников» далеко не самые бедные и нуждающиеся собственники. Ни о каких равных условиях налогообложения в такой ситуации речь не идет.

И сейчас, когда выплаты по этому налогу выросли вдвое, самое время поднять вопрос о его реформировании. В последний раз этот вопрос был на повестке в 2016 году. Предложения были здравыми - ввести оценку стоимости, исключить дискрецию, вместо нескольких налогов и пошлин на недвижимость и землю, ввести единый налог, что упростило бы как администрирование, так и планирование поступлений. Естественно изменив базу налогообложения. Конечно, предложения эти выдвигались не правительством, а общественниками, но они, при грамотной имплементации могли бы существенно улучшить ситуацию с налогообложением недвижимости, повысить сборы по налогу, при этом сбалансировав налоговую нагрузку на плательщиков. Два года назад в правительстве посчитали, что подобные изменения не актуальны, овчинка выделки стоить не будет и на реформирование налога средств и человеческого ресурса уйдет больше, чем в итоге соберут местные бюджеты. Но сейчас, когда выросли и налоговая нагрузка, и аппетиты местных властей, самое время вернутся к этому вопросу. Ведь мы помним, что речь идет о налоге «на роскошь», призванном восстановить социальную справедливость и за счет богатых слоев населения покрывать расходы на социально незащищенных украинцев, а не наоборот.

Ульяна Яхно, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram