С этим можно согласиться, если бы не критически высокий процент импортной составляющей, сложившийся в последние годы для обеспечения аграрного производства. Это и энергоносители, и химические удобрения, и средства защиты растений. Самый большой удельный вес капитальных инвестиций - более 60% – сложную сельскохозяйственную технику. Расходы на её импорт уже превышают 1 млрд дол. Реализация амбициозных планов по доведению производства зерна до 100 млн т в год приведет к тому, что иностранная составляющая в структуре агропроизводства превысит 70%. Это создаёт достаточно серьезную угрозу стабильному развитию конкурентоспособности украинского АПК.
Тем не менее, думаю, что аграрный сектор имеет на сегодняшний день все шансы стать мощный рычагом развития национальной экономики. Однако необходимо обеспечить синергию АПК со смежными отраслями и разработать комплекс мероприятий по нивелированию рисков от колебаний цен на внешних рынках.
В противном случае аграрии рискуют повторить опыт металлургов (предыдущих фаворитов государства). Мы с вами уже были свидетелями взлётов и падений этой отрасли, которая, к сожалению, в виду слабого развития внутреннего рынка, также попала в сильную зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Пагубных последствий можно было избежать при грамотной инновационно-промышленной политике, которая содействовала бы технологическому обновлению отрасти и созданию цепочек добавленных стоимостей, максимально интегрируя национальных производителей на создание конечного продукта.
Следует сказать, что, несмотря на бурный рост отрасли в последние годы, большинство технологий, используемых аграриями, отстают от требований сегодняшнего дня. Отдача в секторе аграрного производства Украины в разы (а иногда в десятки раз) меньше, чем у наших конкурентов. В 2015 г. на 1 работающего в аграрном секторе ЕС приходилось 29,5 тис. дол. добавленной стоимости. При этом, например, в Германии – 43,3 тыс. долл., во Франции - 95,4 тыс. долл. И на этом фоне в Украине – лишь 6,3 тыс. долл.! АПК, удельный вес которого составляет 14% ВВП нашей страны, сможет дать импульс экономике только увеличив эффективность посредством освоения передовых технологий.
Ярким доказательством этого служит Южная Корея – страна, которая за 30 лет прошла путь от аграрной до индустриально развитой экономики и сегодня занимает первые места на мировом рынке высокотехнологичных товаров.
В 1960-х гг. на сектор АПК приходилось почти 40% ВВП. Шёлк-сырец, каракатицы, живая рыба и рис обеспечивали четвертую часть экспорта. Однако не доминирующая роль этой отрасли обеспечила модернизацию экономики. Такой рывок стал возможным благодаря инвестициям в отрасль, поддержки сельской инфраструктуры и широкому применению передовых технологий. Рост производительности труда увеличил спрос на промышленную продукцию, как сельхозмашиностроения, так и смежных отраслей. Так аграрии совместно с промышленниками дали экономике мощный импульс для структурной трансформации и развития. В результате доля доля АПК в ВВП Кореи сократилось до 2%, а продуктивность выросла на порядок и достигает сегодня 26,5 тыс. дол.
Стартовые возможности Украины сегодня намного лучше. Не смотря на то, что отечественные производители сельхозтехники последние 25 лет брошены на произвол судьбы, им удалось сохранить научный, кадровый и производственный потенциал, способный усилить позиции аграриев. Однако не во всех отраслях. Из-за преступной бездеятельности и непрофессионализма чиновников Украина потеряла ряд производств, в т.ч. дизелестроение – производство, которое по крупицам создавалось на протяжении нескольких десятков лет. Сегодня только 10 стран мира могут гордиться собственной отраслью двигателестроения.
Для того чтобы говорить о сегодняшних механизмах поддержки отрасли, необходимо заглянуть в прошлое. В Украине фундамент отрасли сельхозмашиностроения был заложен ещё в конце 19-го века в Харькове Максимилианом Гельферих. Немецкий промышленник организовал в городе производство земледельческих машин. Позднее к нему присоединился Завод мельничных орудий, принадлежавший тогда бельгийцу. Так появилось "Товарищество М. Гельферих-Саде", из цехов которого выехали первые паровые и конные молотилки, сеялки, жатки, сноповязки. Многим это предприятие известно как Завод «Серп и молот». Именно там был освоен выпуск самых массовых дизельных двигателей семейства СМД для сельскохозяйственной техники — зерноуборочных, кормоуборочных и кукурузоуборочных комбайнов, для тракторов, а также для различной дорожно-строительной техники.
Инвестиции в завод в 1980-е гг. составляли более 200 млн.дол., а производственные мощности завода были доведены до 200 тысяч двигателей в год, что по сегодняшнему исчислению составляет более 1 млрд. товарной продукции. На производстве было задействовано около 10 тыс. человек. А с учетом смежных отраслей занятость достигала 100 тысяч.человек. Сегодня отечественного дизелестроения нет. А ведь в Украине на его основе планировали изготавливать двигатели на трактора и комбайны для 1/6 части суши. Сегодня национальные производители вынуждены на десятки миллионов долларов импортировать двигатели из Германии или России, инвестируя фактически экономики этих стран. Следует сказать, что вместе с Заводом «Серп и молот» погибла целая ветка предприятий-смежников: Чугуевский завод топливной аппаратуры, Дергачёвский завод турбокомпрессоров, Харьковский завод «Поршень», Завод «Киевтрактордеталь» им. Лепсе, Луганский завод коленчатых валов, Купянский литейный завод и многие другие.
Наверняка, при наличии на рубеже 90-х государственной промышленной политике и механизмов поддержки, негативных последствий вышеперечисленных историй можно было избежать. К сожалению, это не единичные факты. Украина существенно утратила позиции в обеспечении аграрного сектора отечественной техникой и оборудованием, но, к счастью, не безвозвратно. Их ещё можно восстановить, опираясь на потенциал, в первую очередь, Харьковского региона, который продолжает оставаться ведущим центром сельхозмашиностроения, сохранив достаточно мощный потенциал в производстве тракторов, трансмиссий, прицепной техники, а также отраслевую и заводскую инженерно-конструкторскую базу.
В такой сложной, критической ситуации очень важно было заявление Главы ПравительстваВладимира Гройсмана о необходимости приоритетного развития сельскохозяйственного машиностроения и проведения политики здорового протекционизма в защиту национальных производителей .
С этой целью были реализованы системные шаги для поиска оптимальных стимулов. В частности, сделаны изменения в Бюджетном Кодексе. Пунктом 42 "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины предусмотрено, что в 2017-2021 годах ежегодный объем средств Государственного бюджета Украины, направляемых на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, составляет не менее 1 процента выпуска продукции в сельском хозяйстве. При этом к 2019 г. 20% такой поддержки будет использоваться сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение у отечественных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования (2017 - 10 %, 2018 - 15 %). Таким образом, в 2017 г. эта сумма составит 550 млн. грн. бюджетных ассигнований, на 2018 г. планируется увеличение до 900 млн. грн., а в 2019 г. – до 1,5 млрд. грн.
Предыдущая «практика» Правительства Азарова по финансовому стимулированию отрасли не только не дала желаемого результата, но и привела к негативным последствиям.
Специалистами Национального комитета по промышленному развитию была проанализирована законодательно-нормативная база так называемой «поддержки». Удивительно, что после этого отечественное сельхозмашиностроение выжило. При существовавшем методическом подходе к определению локализации ни один производитель не мог достичь уровня 60% и, следовательно, претендовать на компенсацию. Деньги уходили на «отверточные» производства, где, согласно Постановлению Правительства Азарова, достаточный уровень локализации – 20%. Активное участие в процессе принимали трейдеры, поставлявшие в Украину на сборку машинокомплекты, увеличивая прибыль за счет бюджетных средств.
Подобная поддержка содействовала созданию условий для налаживания «отвёрточных» производств иностранной техники. Большинство украинских производителей не попадали в «список счастья», который формировал Минагрополитики. А те, кто оказывался среди избранных, направлялись в областные комиссии, которые формировались на местах. Поскольку выплаты приходились на последний квартал, претенденты на компенсацию были вынуждены «делиться». В такой ситуации желающих «участвовать в забеге» становилось всё меньше, а список - короче. К сожалению, такая практика имела место много лет и реализовывалась под красивыми лозунгами о поддержке отечественного производства, а по сути выполняла роль удавки. Выделяемые деньги оседали в карманах чиновников и коммерсантов от бюджета. Но пришло время наконец-то разорвать этот коррупционный круг и коренным образом поменять существующий порядок.
Сделать это непросто. Ведь среди государственных служащих, причастных к прошлым схемам, по-прежнему благополучно пребывают на своих рабочих местах, стремясь не допустить изменений в привычные, годами отлаженный механизм «поддержки». Судить об это можно по содержанию проектов документов, подготовленных чиновниками среднего звена Минагрополитики на выполнения поручения и четких указаний Главы Правительства. По сути, предложенные ими подходы мало чем отличаются от существующих в действующих Постановлениях «попередников».
Национальный комитетом по промышленному развитию при непосредственном участии Первого вице-премьер-министра Степана Кубива среди приоритетных задач определил поиск механизмов промышленной политики для восстановления лидирующих позиций украинского сельхозмашиностроения на внутреннем рынке и создание конкурентоспособной, экпортоориентированной продукции. После ряда консультаций и достижения консенсуса с МЭРТ, первыми лицами Минагрополитики и Минфина были разработаны следующие рекомендации.
Во-первых, деньги не целесообразно выделять производителям, поскольку это приведет к удорожанию техники. Их должны получать покупатели техники и оборудования для АПК.
Во-вторых, необходимо внести изменения в Постановление Кабинета Министров Украины от 27 мая 2013 №369 в части методики расчета уровня локализации. Используя европейскую практику, эксперты предложили использовать данные про таможенную стоимость компонентов, импортированных в Украину предприятием отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса, а также компонентов, входящих в состав любого приобретенного у поставщика-резидента Украины товара, стоимость которого составляет 5 и более процентов в себестоимости техники и оборудования.
В-третьих, предприятие, чья техника и оборудование, претендует на компенсацию, должно осуществлять на территории Украины ключевые технологические операции, которые обеспечивают требуемый уровень локализации. Перечень этих операций в зависимости от вида техники предложен экспертами Нацкомитета.
В-четвертых, необходимо принять Постановление КМУ, где будет четко прописан порядок предоставления компенсации. Минфин должен определить финансовые учреждения и их функции для реализации новой инициативы.
А для того, чтобы нивелировать коррупционную составляющую и обеспечить прозрачный процесс распределения средств, следует создать межведомственную комиссию. В её состав должны войти ответственные, компетентные специалисты МЕРТ, Минагрополитики, Национального комитета по промышленному развитию, руководители отраслевых научных учреждений, предприятий отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса и представители общественных организаций. Комиссия будет сформировать Перечень производителей техники и оборудования, чья продукция будет претендовать на компенсацию. Они должны будут отвечать следующим требованиям:
- быть резидентом Украины не менее 2-х лет,
- для сложной самоходной техники иметь уровень локализации не ниже 35%, для остальной – 60%,
- иметь удельный вес расходов на оплату труда (с учетом начислений на заработную плату) в составе себестоимости продукции не менее 8 процентов,
- иметь конструкторско-технологическую документацию и / или поставленную на баланс интеллектуальную собственность на технику и оборудование,
- иметь систему гарантийного и после гарантийного обслуживания техники и оборудования.
Премьер-министр Украины на заседании Кабинета министров 14 февраля дал четкий сигнал машиностроителям и аграриям – Правительство компенсирует 15% стоимости сельскохозяйственной.
Впереди предстоит большая работа. Необходимо запустить не только механизм компенсации стоимости техники и оборудования, но и компенсации процентных ставок лизинга и кредитования отечественной техники. Следует упорядочить работу НАК «Украгролизинг», обеспечить недискриминационные условия для приобретения техники отечественными производителями.
Следующим шагом должна стать разработка государственной программы по созданию сложной прицепной и самоходной техники, которая в конечном итоге определит будущее развитие отрасли, основанной на технологиях точного, щадящего земледелия в Украине. Всё это возможно благодаря концентрации ресурсов в рамках реализации государственных целевых программ, объединяющих производственные мощности, отраслевую и заводскую науку, закладывая фундамент и создавая стабильную синергию на многолетнюю перспективу.