ГоловнаЕкономікаБізнес

Военное дело

Почти до конца 90-х немецкие оружейные каталоги предлагали к продаже Luger Parabellum, Walther P38, Colt М1911А1 и даже пистолеты-пулеметы Томпсона или томми-ганы, ставшие атрибутом всех американских гангстеров 30-х годов прошлого века. В этом не было бы ничего странного, если бы не смешные цены – 150-300 марок за ствол и небольшое примечание напротив каждой из моделей, гласившее, что ствол был расконсервирован и поставлен с оружейных складов Украины.

А лет пять назад в оружейных магазинах начали массово появляться переделки под резиновые пули старых советских пистолетов ТТ, Макаровых, ПСМ и даже Стечкиных. Участь кольтов, люгеров и томпсонов была более страшна – с высверленными стволами, спиленными бойками и курками, они превращались в дорогие муляжи.

После развала СССР на военных складах Украины в огромных количествах скопились не только артилеристкие боеприпасы, но и стрелковое оружие – новое и старое, еще времен Второй мировой войны. Это факт общеизвестный, но чем руководствовались украинские военные, продавая это оружие за рубеж и внутри страны?

Несколько раз я и мои коллеги предпринимали попытки узнать у армейских чиновников, откуда берется это оружие, но Министерство обороны с завидным упорством игнорировало запросы журналистов. Телефоны воинской части в Нежине, которая изготавливала из боевого оружия «предметы для отстрела резиновых пуль», тоже упорно молчали. Тем временем на российском оружейном форуме talks.guns.ru уже десятки людей из Украины, России и дальнего зарубежья обменивались опытом эксплуатации работоспособных ленд-лизовских кольтов и люгеров вермахта. Молчание чинов компенсируется наличием архива законодательной базы на сайте Верховной Рады. В его завалах можно абсолютно спокойно найти текст прошлогоднего распоряжения правительства за номером 1092-р «Об утверждении перечня военного имущества Вооруженных Сил, которое может быть отчуждено».

Правительству так нужны деньги, что оно открыто предлагает к продаже оружие – от самолета Миг-29 до зенитно-ракетного комплекса С-125; от танковых пулеметов до самих танков. Цены? Вполне доступные. Colt М1911А1 45 калибра за 648 грн и маузеровский карабин за 350 грн не хотите? На продаже самолетов и пистолетов чиновники в этом году планируют заработать 3,83 млрд. грн. 
Крайне привлекательный бизнес выходит, причем не только для государства. Средняя цена старого «Макарова» – 100 грн. Пара часов работы на токарном станке – и он превращается в «устройство для отстрела резиновых пуль» «Вий», которое в оружейных магазинах стоит 2 400–2 800 грн. Наган – 43 грн. С рассверленным стволом и отломанным курком на бархатной подставке уже 1 500–1 700 грн. Процент рентабельности прикинуть сами можете?

Проблема только в том, что указанные в постановлении предприятия Минобороны не ограничиваются поставками своего оружия в охотничьи магазины Украины. В середине августа британский парламентский комитет по контролю над экспортом оружия обнародовал отчет, в котором были перечислены британские фирмы-посредники, якобы получившие от украинской Государственной службы контроля над экспортом лицензию на экспорт стрелкового оружия из советских запасов. При этом британские власти подозревают, что посредники, возможно, перепродавали оружие, приобретенное в Украине, в страны, на которых распространяется эмбарго.

Пример начальства оказался столь заразителен, что военные попытались наладить продажу оружия прямо на местах. Берем первую попавшуюся часть, указанную в правительственной постанове, – А2920 в городе Вознесенске, вбиваем ее в Google и получаем вот такой заголовок: «Командир вознесенской воинской части полковник Д. Глазунов, подчиненные которого попались на торговле оружием, находится в СИЗО».

Олег ПластовецьОлег Пластовець, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram