Наобещали с три короба
Когда год назад правительство выпрыгивало из штанов, чтобы страну приняли во Всемирную торговую организацию (ВТО), потребителям обещали молочные реки и кисельные берега. Дескать, ассортимент товаров
в супермаркетах вырастет, а цены, наоборот, упадут.
Снижение цен должно было произойти за счет уменьшения пошлин на ввоз товаров в Украину. Например, при ввозе курятины импортерам нужно было платить государству 30%, а после вступления в ВТО – только
12% от стоимости товара. При ввозе яблок ставка пошлины менялась с ?0,5 за килограмм до 10% от их стоимости.
Но чуть ли не самой главной «фишкой» ВТО для покупателей должно было быть резкое падение цен на автомобили. Ведь в благополучных странах, входящих в торговую организацию, авто есть в каждой семье. А
большая часть жителей Украины могли себе позволить разве что местные «Славуты» и «Таврии», да и то в кредит. Автомобили иностранного производства по ценам не могли конкурировать с отечественными
машинами. Ведь на ввоз иномарок действовала пошлина в размере 25%, то есть они изначально прибавляли в цене четверть. Вот эта пошлина и должна была снизиться до 10% после вступления страны в ВТО. А
через пять лет членства плата за ввоз новых автомобилей с объемом двигателя более 3 л и на автофургоны должна упасть вообще до 5%.
Кроме того, вступить в ВТО надо было обязательно раньше России. Якобы тогда Украина сможет диктовать соседу свои торговые условия в ходе переговоров. И вот 14-летние (!) старания чиновников
закончились принятием Украины в ВТО 16 мая 2008 года.
Вышло как всегда
Однако почти все обещания так и остались обещаниями. Оказалось, что Кабмин не в силах побороть лоббистов. Сначала депутаты тянули с принятием соответствующих законов, и правительству пришлось
управлять таможней чуть ли не в ручном режиме, чтобы плата за поставки импорта все-таки снизилась. Но не прошло и полугода, как депутаты добились повышения пошлин на ряд товаров почти до прежнего
«доВТОшного» уровня. Например, собственники украинских автозаводов сумели обезопасить себя от дешевых «иномарок». Это неудивительно, ведь лобби автопроизводителей
представлено в двух крупнейших фракциях парламента. Так, нардеп от Партии регионов Дмитрий Святаш является одним из собственников корпорации АИС (выпускает легковые автомобили), а его коллеги по
парламенту, «бютовцы» Тариэл Васадзе и Константин Жеваго владеют соответственно компаниями «УркАвто» и «АвтоКраз». А глава Совета Нацбанка Петр Порошенко связан с корпорацией «Богдан».
Помимо автомобилистов защитить положение на внутреннем рынке смог и главный производитель холодильников, «регионал» Валентин Ландыш – собственник компании «Норд». Спустя два дня после присоединения
Украины к ВТО правительство своим распоряжением ввело 100% пошлины на турецкие и 140% – на китайские холодильники. А уже в этом году к ним добавилась 13%-ная пошлина в соответствии с вышеупомянутым
антикризисным законом.
Политика Кабмина вызвала резкую критику со стороны иностранных производителей автомобилей и холодильников. Так, Япония объявила о намерении принять ответные меры, если действие временной надбавки на
импортируемые в Украину японские автомобили не будет отменено. Для ЕС этот вопрос также является весьма болезненным. В свою очередь Турция заявила о намерении обратиться в ВТО с требованием провести
расследование относительно установленных Украиной пошлин на холодильники.
Кому вершки
Кто может отмечать годовщину вступления страны в ВТО с размахом, так это металлурги и химики. Европейский союз отменил ограничения на экспорт украинской металлопродукции на свой рынок. В итоге
экспорт в страны ЕС в 2008 году составил $3,4 млрд., что больше показателей 2007-го на 72%. Поставки металла в Болгарию выросли более чем в 3 раза, в Румынию – более чем в 1,7 раза.
Также страны ЕС отменили антидемпинговые меры против поставок украинского карбамида (азотное удобрение), что дало заработать отечественной химической промышленности. В общем, объемы украинского
экспорта без учета поставок в страны СНГ, которые не являются членами ВТО, увеличились на 40,7%, до $43,2 млрд. в 2008 году по сравнению с 2007-м. Экспорт товаров и услуг в страны ЕС вырос на треть –
до $22,2 млрд.
В то же время работники сельского хозяйства, наоборот, теряли внутренний рынок под нажимом иностранных поставщиков. Самые большие потери – на рынке мяса. По данным Украинской аграрной конфедерации,
дешевое импортное мясное сырье вытеснило украинское. Только за I квартал 2009 года было ввезено 900 тыс. тонн мяса (мясной продукции, субпродуктов, сала и так далее), то есть отечественная
мясоперерабатывающая промышленность все это время работала более чем наполовину на импортном сырье. Тогда как за I квартал 2008 года импортное сырье составляло только 10%. Неудивительно, что
украинские фермеры считают, что вступление в ВТО не принесло им ничего хорошего.
Остались на ВТОрой год
Спустя год после вступления Украины в ВТО каждый по толщине собственного кошелька может оценить, сколько пользы принес стране этот торгово-политический клуб. Выводы напрашиваются неутешительные.