Авангард и авторские права
В 2018 году уже традиционно происходили выставки-блокбастеры, посвященные преимущественно историческим явлениям или феноменам – личности Леся Курбаса, явлению демократии, утопическим городам, искусству 1990-х. Большой выставкой об авангарде открылся обновленный центр М17, заявив о своем желании заниматься наследием украинского искусства и создавать интеллектуальный популярный продукт, доступный как в Украине, так и за ее пределами.
Говоря об авангарде, стоит вспомнить и “дискуссию года” о наследии Василия Ермилова и авторских правах на авангард, начавшуюся с создания украинским брендом Syndicate и украинским художником Владимиром Воротневым серии свитшотов, где Воротнев осмысляет наследие харьковского авангардиста. Итогом дискуссии стала конференция об авторских правах, организованная НХМУ и решение о дальнейшем партнерстве Syndicate с музеем.
Сам музей в этом году впервые за долгие годы закрылся на реконструкцию (с конца XIX века Национальный художественный музей Украины реконструировали с 1967 года по 1972 год). Реставрация будет длиться три года и состоит из трех этапов. За это время музей обновит свою крышу, мраморную лестницу, входные двери и пол; будут установлены новая стойка администратора, кассы и мебель для музейного кафе. Первые изменения уже можно увидеть: музей презентовал новую айдентику и отрклы обновленный вестибюль.
Призвание, возможности и память
2018 год был действительно тяжелым и болезненным. В этом году ушли из жизни знаковые для украинского искусства фигуры — Стас Волязловский, Леонид Войцехов, Юрий Соколов, Платон Сильвестров, Мирослав Ягода. В этом году состоялось несколько посмертных монографических проектов - выставка Кирилла Проценко в Мыстецком Арсенале и Стаса Волязловского в Музее современного искусства Одессы. Большая выставка Волязловского состоялась в Москве в галерее “Риджина”, где находятся многие знаковые работы автора.
В Москве и Лондоне состоялись большие персональные выставки Ильи Кабакова, художника, который должен был представлять Украину на Венецианской биеннале 2017 года. После отказа Кабакова кураторы приняли решение заменить его на Бориса Михайлова в диалоге с группой SVITER, Иваном Светличным и группой “Жужалка”. Две выставки Кабакова за пределами Украины стоит занести в украинские итоги года хотя бы по той причине, что этот автор имеет непосредственное отношение к украинскому позднесоветскому контексту. За долгие годы в Украине ни разу не состоялось большой выставки Кабакова, осмысляющей связи художника со страной и его влияние на украинское искусство.
Стоит ли ерничать, утрировать и спекулировать на том, что пока большие осмысляющие выставки в Украине могут быть реализованы только после смерти автора? Многие важные художники за время своей практики остаются незаметными фигурами внутри своего контекста. Да и после смерти разговоры о его наследии и значении не заканчиваются практическими результатами — выставками, презентацией работ в коллекции музеев и т.д. Не хочется писать догматических утверждений, но все-таки хотелось бы, чтобы 2018 год стал возможностью пересмотреть отношение к художникам и их наследию, попыткой вовремя ценить их творчество и создавать возможности для реализации.
Музей Харьковской школы фотографии
Важной новостью этого года стал запуск музея Харьковской школы фотографии, который полностью откроется в Харькове только в 2019 году. Но первая выставка музея - презентация работ Виктора и Сергея Кочетовых - открылась уже 25 декабря этого года.
Казалось бы, о Харьковской школе фотографии знают уже немало. По крайней мере, чуть больше, чем о всей остальной истории украинского искусства. Но тем не менее, и этот феномен остается мало известным и мало проговоренным. История Харьковской школы практически не представлена в частных коллекциях и уж тем более ее невозможно увидеть в постоянных экспозициях украинских музеев. Ее чаще всего показывают частями, выделяя отдельные феномены и/или имена. Чаще всего любые инициативы, связанные с Харьковской школой фотографии, - это результат частного интереса, как самих художников, так и коллекционеров. Так, например прошла серия выставок под общим названием «Политика тела» о Харьковской школе фотографии в Полтаве, Хмельницком и Мукачево.
Мысль о том, что Харьковской школе фотографии нужен отдельный музей витала всегда, но реализовать ее попытались лишь в этом году, силами самих же представителей ХШФ музей обзавелся помещением и сайтом, и также опубликовал свою первую книгу “Кочетов”.
“Именно музей фотографии – идеальный фундамент для популяризирующей, образовательной, выставочной и исследовательской работы, и на его базе можно впоследствии сделать любое событие. И, что самое главное, этот фундамент – научный. Была двухлетняя фаза первоначального сбора материала. Сейчас у нас самый разгар «стадии реализации». Мы активно работаем с авторами из Харькова, но в плане музейной деятельности в области фотографии у нас очень много не сделанной работы по всей стране. Главная задача – развивать, поддерживать и популяризировать современную украинскую фотографию и в меру возможностей мы этим будем заниматься уже сейчас. Бюджетирование - ключевой вопрос. Мы реализуем работу полностью на частные (собственные) средства. Есть примеры организаций, например фонд Археология Фотографии в Варшаве, у которых мы будем стараться перенимать опыт. Сейчас мы много работаем над выходом онлайн-платформы, в следующем году планируем издать несколько книг и завершить к концу года реконструкцию выставочного помещения”, - комментирует директор музея Сергей Лебединский, фотограф, участник группы “Шило”.
Интерес к истории украинского искусства все больше растет. Вслед за архивными проектами и выставками Исследовательской платформы PinchukArtCentre был создан архив на базе Центра современного искусства Одессы и Муниципальной галереей Харькова, а также создана Yakutovich Adademy, занимающаяся наследием семьи Якутовичей. Очевидно, что это движение - только начало длительного процесса по осмыслению украинского искусства и его наследия.
Стартап “Молодость”
Помимо интереса к архиву чувствуется необходимость и интерес к новым именам. Так, PinchukArtCentre запустил Кураторскую платформу - пятимесячную программу для молодых кураторов, выставка которых открылась 19 декабря. На выставке звучат не только новые имена кураторов, но и имена молодых художников, которые никогда ранее не были представлены в институции. Днепровская галерея “Артсвит” открыла в своем помещении дочернюю галерею “Кімната”, которую также отдала под эксперименты художников из Днепра, а в Одессе была создана artist-run галерея Noch.
Открытием года можно считать художницу Божену Чагарову. Благодаря культурологу и куратору Полине Лиминой, которая стала победительницей искусствоведческого конкурса, организованного Stadley Foundation, об этой художнице стало известно более широкому кругу людей.
Божена Чагарова - художница, которая живет в небольшом селе Вчорайше Житомирской области. Используя вышивку и формат “наивного” искусства Чагарова создает глубокие произведения, посвященные теме современного искусства и культуре.
“Публикация моего эссе о Божене Чагаровой (а это было первое появление ее работ и истории в информационном пространстве) буквально в первый же день показало мне, что это искусство порождает импульсы не только личностные, но и коллективные. Следующий важный вопрос, после общего ознакомления: что делать дальше с творчеством Божены? Ведь хуже всего: это остановиться на кратковременном моменте “хайпа” в узком кругу художественного сообщества. К проблематике этой художницы нужно найти индивидуальный подход, потому что устаревшие клише (наивного или грубого искусства) способны свести на нет всю специфику и уникальность Божены Чагаровой”, - комментирует LB.ua Лимина. Сейчас о творчестве Чагаровой она готовит книгу совместно с издательством “Родовид”.
Книги
В этом год появилось несколько важных изданий в сфере искусства. Так, “Родовид” издал одну из важных книг - “Теура. София Яблонская”, в которой собран фотографический архив художницы; “Дух и Литера” выпустили книгу “С ангелом-хранителем и фото по жизни” о советском фотографе Марко Зализняке.
Алина Сандуляк, историк фотографии и куратор Школы Bird in Flight отмечает, что начиная с 2015 года и до сегодняшнего дня в Украине сохраняется тенденция, когда фотографы упорядочивают свои проекты в форму фотокниги.
“Эта мировая культура хоть и медленно, но все больше развивается у нас. Особенно радует, что издательства обратили внимание на классиков и начали презентовать украинскую фотографию 1970-1990-х широкой аудитории. Пока что начали с Харьковской школы фотографии: в 2018 году “Родовид” издал фотокнигу “Скрипка” Евгения Павлова, представив его серию 1972 года о хиппи, а Музей Харьковской школы фотографии опубликовал работы Виктора и Сергея Кочетова с веселыми цветными “раскрасками” Харькова эпохи перестройки и начала независимости. Кстати, фотокнига “Кочетов” уже успела попасть в списки лучших фотокниг года от ведущих кураторов (например, Саймана Бейкера, директора Европейского дома фотографии в Париже). А еще в этом году стоит отметить появление независимого издательства Ist Publishing: европейский уровень качества, минимализм в дизайне, актуальные темы философии, урбанистики и фотографии, а также украинский перевод - они сразу обратили на себя внимание”, - комментирует Сандуляк.
2018 стал годом рождения нового молодого издательства, работающего с фотографией и визуальной культурой - BOOKSHA - результат трудов украинских художников Ярослава Солопа и Михаила Букши. Их первая книга UPHA Made in Ukraine о современной украинской фотографии совсем скоро будет доступна широкой публике.
Ярким примером книжной самоорганизации стал “Эротический дневник”, инициированный художницей Даной Косминой. Ежедневник-артбук состоит из фотографии и графики украинских авторок, работающих с темой эротики и феминизма.
***
Все ли было упомянуто и перечислено? Для каждой украинской институции, занимающейся темой культуры, для каждого культурного менеджера и художника в отдельности, 2018 год был нелегким. Только потому, что искусство по прежнему остается чем-то “недостаточно серьезным” в сравнении с политическими дебатами, выборами и войной. Но все, даже те, кто в этой статье не упомянут, сделали за год многое и чуть больше, чем могли. И на самом деле, каждая инициатива, даже маленькая и незначительная, становится большим вложением и инвестицией в украинскую культуру.