Сергей Ксаверов:
“Дюнкерк” Кристофера Нолана
Три истории эвакуации британской армии из французского Дюнкерка в 1940 году, расчерченные по небу, песку и морю трассирующими следами самолётов, суднами и людскими судьбами. В трёх разных временных масштабах.
За штурвалом – один из лучших мастеров линейки и циркуля Кристофер Нолан. Дирижирует за кадром – крупнейший мастер превращения пароходных гудков и прочих ошеломляющих звуков в музыку Ханc Циммер. Его саундтрек, где на фоне тикающих, как часовая бомба, струнных тревожно ворочается духовая секция, очень подходит фильму. Оба номинированы за фильм лично – первый за режиссуру, второй – за музыку к фильму.
Нолан снял на самом деле уникальное кино про войну. Во-первых, “Дюнкерк” почти полностью избегает штампов этого жанра, которые обычно наделяют его человечностью и эмоциональностью. Иными словами, этот фильм не манипулятивен. В то же время, кино Нолана невозможно без людей. Он показывает войну как работу, как долг, как томительное ожидание, как животный страх и как повод быть терпимее друг к другу. Вся эта действующая механика войны работает на человеческом топливе.
А во-вторых, Нолан нашёл собственную зрелищность для своего типа военного кино. И в этом ему не могут отказать даже те, кто считает его не больше, чем часовщиком.
Что получит: “Дюнкерк” точно получит несколько «Оскаров» из восьми своих номинаций, но получение награды в любой из двух главных будет неожиданным триумфом.
“Прочь” Джордана Пила
То, что “Прочь” станет большим хитом, не ожидала даже спродюсировавшая его компания Blumhouse Productions. История поездки главного героя афроамериканца знакомиться к белым родителям его белой девушки и того, что из этого получилось, остроумно сделана, не предлагает очевидных решений и поворачивает тему расизма неожиданной стороной. Но после успешного проката “Прочь” не сбавил оборотов, и в итоге получил четыре возможности получить “Оскар”.
Академия обычно очень неохотно номинирует хорроры и фантастику, и “неохотно” – это ещё слабо сказано. Исключение делается для фильмов, которые могут удачно прикинуться чем-то иным, нежели простым представителем своего жанра. “Прочь” – это хоррор. Его жанровую суть невозможно ничем прикрыть. В данном случае, дело в том, что игла этого хоррора попала в вену общественной озабоченности темой расизма, или, скорее, новым её витком уже на уровне киноиндустрии.
Четыре номинации для фильма Пила – результат удивительной трансформации подхода к тому, что является оскаровским форматом, а что нет, которая случилась прямо на наших глазах. Это не значит, что явление станет трендом, и в следующем году какой-нибудь фильм про печальные похождения живых мертвецов, выставив руки, отправится за позолоченной статуэткой Американской киноакадемии. Но прибавление добавочной стоимости к традиционно игнорируемых Академией жанрам в виде оригинально решённой злободневной темы станет ещё одной дорогой к «Оскарам».
Что получит: было бы самонадеянно назвать этот фильм скрытым фаворитом в битве за главный “Оскар”, но “Прочь” не пасет задних. Чудеса случаются. А вот где у фильма есть реальный шанс получить хоть что-нибудь, так это в номинации за оригинальный сценарий.
“Призрачная нить” Пола Томаса Андерсона
Тихий, воздушный, почти лишённый действия фильм про британского кутюрье 50-х Рейнольдса Вудкока и его отношения с его новой музой и моделью Альмой. Наверное, в этом году не было фильма, который создавал бы настолько необычную и двусмысленную среду внутри себя, в которой зрителю почти невозможно выбирать стороны и выносить суждения.
Это почти токсичный фильм про очень странные отношения, который будет пользоваться созданным зыбким миром до самого конца и в итоге расскажет совершенно обескураживающую историю с парадоксальным выводом. Она кажется особенно необычной для того Пола Томаса Андерсона, каким мы его знаем последние 10 лет, – “тяжёлого” режиссёра, снимающего большие и сложные фильмы про измученных людей. “Призрачная нить” – не тот случай, и это в очередной раз утверждает в мысли, что Андерсон – абсолютный уникум в наше время, движущийся в своих работах по совершенно непредсказуемой траектории.
Шесть номинаций этого фильма – уже великолепное достижение. По всем признакам, его не должно быть на “Оскарах”. На “Нить” и не ставили-то особо. Хочется думать, что его номинации – как раз тот случай, когда фильм было просто невозможно проигнорировать.
Что получит: кроме номинации в дизайне костюмов, фильм вряд ли может считаться реальным претендентом на другие награды.
“Проект Флорида” Шона Бейкера
Будни жизни мотеля во Флориде с упором на одну семью – шестилетнюю хулиганку Муни и её маму, которая старше дочери на 16 лет и только что потеряла работу стриптизёрши. Категорию жителей этого мотеля описывают в США как “скрытых бездомных” – людей неустроенных и в любой момент способных потерять даже это временное жилище.
Шон Бейкер почти незаметно превращает фильм про весёлые летние каникулы из жизни white trash в очень мучительное и душераздирающее кино. В нём очень легко отвернуться от героев и даже возненавидеть их за то, какие они. В каком-то смысле Бейкер снял современную версию итальянского неореализма, герои которого тоже не были образцами социальной ответственности. Но в фильме есть бог. И это меняет оптику фильма.
Бога зовут Уиллем Дэфо. Он – менеджер отеля и единственный, кто хотя бы в отведенных ему рамках проявляет понимание и милосердие к нашим героям. Которого они, может, и не заслуживают и не способны за него отблагодарить.
“Проект Флорида”, даже будучи небольшим инди-кино, мог бы рассчитывать на большее, чем единственную номинацию – для Уиллема Дэфо, но обвинения продюсера фильма в сексуальных домогательствах сказались на кампании фильма катастрофически.
Что получит: несмотря на то, что Дэфо в кои-то веки играет очень обычного человека, его котировки довольно высокие. Но, скорее всего, его обойдёт Сэм Рокуэлл за роль в “Трёх билбордах”.
“Зови меня своим именем” Луки Гуаданино
Ещё одно доказательство того, что даже из упражнения на заданную тему можно получить бесконечное количество историй. “Зови меня своим именем” – это фильм про летний роман, меняющий угол зрения тем, что его герои – одного пола. Для одного из них это летнее приключение имеет вкус запретного плода: молодой археолог Оливер (Арми Хаммер) приезжает погостить и помочь в работе профессору на североитальянскую виллу летом в неопределённые 80-е. Там он встречает его сына, 17-летнего Элио (Тимоти Шаламе), с которым и начинаются отношения.
Это импрессионистское кино, для которого важно показать как эфемерные вещи – чувство томления бездельничанья во время солнечного лета, так и основанные на телесности – запахи, фактуры, осязательные впечатления. Оно заканчивается тем, чем и должно и именно к финалу фильму Гуаданино удаётся переплавить себя в нечто большее, чем простая история любви. В такой же степени это кино держится на актёрах – в первую очередь, на Тимоти Шаламе, который может стать самым молодым обладателем “Оскара” за главную мужскую роль в истории.
Что получит: к началу осени этот фильм котировался очень высоко, но затем подтянулись тяжеловесы и всё стало на свои места. Шаламе бы мог рассчитывать на что-то, если бы не Гэри Олдман, чья победа в главной мужской роли – дело почти решённое. Единственная номинация, где шансы действительно реальны – это адаптированный сценарий.
Дарья Бадьёр:
“Леди Берд” Греты Гервиг
Дебютная режиссерская работа актрисы и сценаристки Греты Гервиг, которая, например, играла главные роли и выступала соавтором сценария в “Mistress America” и “Фрэнсис Ха”.
“Леди Берд” – то, что называется, “история взросления”. В центре сюжета – девочка-подросток (Сирша Ронан), живущая – о, ужас (по ее мнению) – в Сакраменто. У нее плохие отношения с матерью, она хочет побыстрее уехать из родного города “туда, где культура”, и в принципе пытается быть круче, чем есть на самом деле (кем она является на самом деле, наша героиня пока еще не знает, конечно же).
В общем, в наборе – все приметы инди-фильмов про странных и, вместе с этим, таких близких нам людей. В каком-то смысле, “Леди Берд” – кино, похожее на сотни других фильмов, но в результате – и в этом его прелесть –он все равно feels like home.
Что получит: и хоть "Леди Берд" считают одним из фаворитов, вряд ли фильм Гервиг получит хоть один “Оскар”. Вероятность наиболее высока в номинации за лучшую женскую роль второго плана, но там, как и во второй категории для актрис, в этом году очень серьезная конкуренция, и после раздачи наград в гильдиях победительницы этих категорий, кажется, уже понятны.
“Три билборда возле Эббинга, Миссури” Мартина Макдоны
Третий полнометражный фильм знаменитого драматурга, чьи пьесы ставят везде (в украинских театрах все чаще, к слову), но чьи фильмы не всегда доходят до украинского кинопроката (“Три билборда” показывают только в рамках фестиваля американского кино “Независимость”).
Говоря об этой картине, часто вспоминают фильм “Миссисипи в огне” и Коэнов (не только из-за Фрэнсис Макдорманд в главной роли), обвиняя Макдону в эпигонстве. С другой стороны, продолжаются споры о том, нужно ли было номинировать Сэма Рокуэлла за роль расиста-полицейского, который, не только не порицается режиссером, но и предстает в качестве неоднозначного, а значит, человечного персонажа.
Нам не кажется, что целью Макдоны было отбелить расистов, просиживающих штаны в полицейских участках всех провинциальных городков США, но роль у Рокуэлла действительно выдающаяся. Он – один из самых недооцененных актеров современного Голливуда, и здесь предстает во всей красе и противоречии своего персонажа. Недооцененность – то, чего не скажешь о Фрэнсис Макдорманд, играющей мстительную мать погибшей девочки, чье изнасилование и убийство долго не расследуется. Именно ее героиня заказывает три билборда при въезде в город, призывая полицию делать свою работу. У Макдорманд уже есть “Оскар” за роль в коэновском “Фарго” и, скорее всего, в этом году она получит свою вторую награду Американской киноакадемии за роль жесткой женщины, чьи действия не всегда могут быть оправданы поисками справедливости.
Что получит: вполне возможно, что кроме награды для Макдорманд, “Три билборда” может быть отмечен призом за оригинальный сценарий и “Оскаром” для Сэма Рокуэлла. Не говоря уже о том, что фильм может получить главную статуэтку вечера.
“Форма воды” Гильермо дель Торо
Еще один фаворит “гонки”, с 13-ю номинациями-то – победитель Венецианского кинофестиваля, мелодрама, чьи корни растут не только из традиции хоррор-фильмов, но из мировоззрения самого режиссера. Недаром дель Торо на вручении “Золотых глобусов” сказал “я и мои монстры говорят вам спасибо”.
“Форма воды” – вывернутая наизнанку по сути, но вполне конвенциональная по форме мелодрама о любви девушки и “монстра”. Только монстр, по сути, не такой уж и монстр (и дель Торо делает его по-настоящему красивым, что немного смазывает эффект инклюзивности), а настоящее чудовище в фильме – герой Майкла Шэннона, великого актера, который все не дождется такой же великой для себя роли.
Как бы то ни было, вся соль в “Форме воды” – не на первом плане, где дель Торо не брезгует банальными приемами, а на втором. В фильме прекрасная работа художника-постановщика, вызывающие желание раствориться в предложенном мире цвета и замечательные актерские работы второго плана: кроме уже упомянутого Шэннона, есть Октавиа Спенсер (за свою роль номинированная на “Оскар”) и Майкл Штульбарг. Последний – один из самых важных актеров нашего времени – появляется на втором плане в трех “оскаровских” фильмах (за что заслужил условную награду имени Джона Си Райли), и везде его персонажи глубокие и вызывают отклик у зрителя (особенно в “Назови меня своим именем”).
Что получит: за режиссуру, скорее всего, но вполне может получить и как лучший фильм года: в конце концов, продюсерская гильдия, чьи решения часто совпадают с финалом “Оскаров”, вручила свою награду именно “Форме воды”.
“Я, Тоня” Крэйга Гиллеспи
Непривычный, бойкий (возможно, даже слишком – из-за того, что напичкан под завязку отсылающими к 90-м песнями в саундтреке) байопик об известной американской фигуристке Тоне Хардинг, чья карьера была испорчена идиотами.
Где точно можно усмотреть параллели с фильмами Коэнов, так это в “Я, Тоня”. Как и в каком-нибудь “Сжечь после прочтения”, Гиллеспи рассказывает историю о разрушительной силе тупости, эгоцентризма и желания “что-то сделать”. И это мы не о Тоне говорим, а о ее муже и “телохранителе”, которые так хотели сыграть свою роль в ее олимпийском триумфе, что напали на конкурентку Хардинг – Нэнси Кэрриган.
Кроме этого, в “Тоне” есть еще одна важная тема – критериев успеха и пути к нему. Хардинг, со сложным характером и далеким от гламурного образом, не нравилась судьям, которые прямо ей заявляли, что в соревнованиях важно не только то, что ты единственная умеешь делать тройной аксель, но и то, как ты выглядишь.
Что получит: одна награда у “Я, Тони” почти в кармане – для Эллисон Дженни за ее роль матери Тони, склочной, эгоистичной женщины, запустившей в жизни своей дочери круговорот абьюза.
“Секретное досье” Стивена Спилберга
Один из реальных тяжеловесов – фильм, как будто бы созданный для того, чтобы быть номинированным на “Оскар” (к слову, идет сейчас в украинском прокате). Мэрил Стрип, Том Хэнкс, журналистские подвиги, рифмы президентства Никсона с правлением Трампа, все это замешано Стивеном Спилбергом, а сценарий помогал писать соавтор “В центре внимания” – отличный набор для “Оскара”. Только вот фильм, скорее всего, не получит ничего, при всей своей кажущейся актуальности.
Линейные рассказы о том, как несколько белых людей среднего возраста задумчиво обсуждают важные для общества вопросы по телефону, и к чему это приводит, должны быть снять выдающимся образом, чтобы отличаться от своих предшественников (“Всей президентской рати”, например). ”Секретное досье” – это не проект всей жизни, Спилберг снял его, пока у него было окно на продакшне “Первому игроку приготовиться”: съемки начались 29 мая, а уже 19 ноября был первый показ готового фильма. Такое ощущение, что в перерыве между более важными работами свои роли оттарабанили и Мэрил Стрип с Томом Хэнксом.
При этом главное в “Секретном досье” – не Pentagon Papers, вокруг которых разгорелся весь сыр-бор, не критика Никсона и не гимн Первой поправке, а превращение героини Мэрил Стрип из нечаянно унаследовавшей издательский бизнес перепуганной женщины в настоящую издательницу. Может, поэтому в немецком прокате фильм Спилберга идет под названием “Die Verlegerin” ("Издательница"). Именно этот фокус превращает “Досье” в нечто более интересное, чем старомодные рассуждения о том, “публиковать или не публиковать”.
Что получит: ничего, скорее всего, не получит, кроме очередной строчки в сводках: какая это уже, 21-я номинация для Мэрил Стрип?
***
90-я церемония награждения “Оскар” начнется 5 марта в три часа утра по киевскому времени. Ведущим, как и в прошлом году, назначен телеведущий и комик Джимми Киммел. LB.ua будет вести текстовую трансляцию церемонии и подготовит дайджест самых интересных моментов.