В новостях из мира кино по поводу “Призрачной нити” сообщают две вещи: 1) это последняя роль великого актера Дэниела Дэй-Льюиса, который решил сменить профессию (все надеются, что временно); 2) Пол Томас Андерсон сам фактически выступил оператором, но не поставил свое имя в финальных титрах и, соответственно, не мог бы претендовать на “Оскар” в этой категории, потому что, цитируем, “операторская работа в этом фильме – результат коллективной работы”.
Середина 1950-х, Лондон, в центре которого, как в паутине, сидит дизайнер Рейнольдс Вудкок, одержимый своим распорядком дня и работой человек. Дизайнерским домом управляет его сестра (великолепная Лесли Мэнвилл): в ее обязанности входит руководить процессом, встречать высокопоставленных клиенток и выпроваживать надоевших муз. Все идет своим чередом, пока не наступает творческий кризис, Вудкок не уезжает за город и не встречает там Альму – высокую, рыжую и непростую девушку, которая станет его новым источником вдохновения.
Казалось бы – стандартный сюжет про творца и объект творения/музу (и какую-то часть фильма Вудкок действительно относится к Альме, как к предмету, который вписывается или не вписывается в его рутину), но не тут-то было. Дисфункциональная любовь, странные отношения между странными людьми, вампирская тяга к власти – неполный перечень тем, которым Пол Томас Андерсон посвящал некоторые из своих фильмов. В “Призрачной нити” есть по чуть-чуть от каждой из них – в каком-то смысле, это все еще история любви в красивых интерьерах и с людьми в шикарных одеждах, как обещает трейлер, но что-то в ней не так. И это “не так” делает фильм особенным.
Критик Энтони Лэйн из “Нью-Йоркера” удачно подметил, что “Призрачная нить” – кроме того, что она про странную любовь, – про завтраки (еще одна деталь в копилку странностей этой картины). И хоть главный герой “не хочет начинать утро с конфронтаций”, завтраки в доме Вудкока – едва ли самое смыслообразующее событие. Громко намазываешь масло на тост, сообщаешь о нежелательном приглашении на свадьбу, передаешь не ту еду, задаешь слишком много вопросов – и этот прием пищи может оказаться для кого-то из его участников последним. С заказа еды на завтрак в ресторане маленького курортного города начинается история Рейнольдса и Альмы. Еда закрепляется в “Нити” в качестве источника власти, и Андерсон очень тонко показывает, что власть в этом доме переходит из рук в руки чаще, чем блюдо с глазированными булочками за столом. Чтобы продолжить этот разговор, нам придется заспойлерить один из сюжетных поворотов, чего мы делать не будем.
Нити нового фильма Пола Томаса Андерсона ведут к “Ребекке” и “Головокружению” Альфреда Хичкока и готическим романам, в любви к которым режиссер признается в интервью. От Хичкока у “Призрачной нити” – не только исследование темной стороны человеческой натуры, с ее склонностью к разного рода обсессиям и любовью к призракам, но и ироничный тон, в котором оно подается.
Но главное сокровище “Призрачной нити” – это даже не Дэниел Дэй-Льюис и не Лэсли Мэнвилл (оба номинированы на “Оскар” за свои работы), а Вики Крипс в роли Альмы (видите, Андерсон даже имя главной героини связал с Хичкоком). Это первая большая работа люксембургской актрисы, ранее игравшей на втором плане в фильмах Антона Корбайна, Джо Райта и Роланда Эммериха, и с ее первым появлением в кадре очевидно, что мы смотрим на рождение новой звезды.
Учитывая то, как сейчас развивается киноиндустрия – большой экран оставляет за собой блокбастеры, а маленький собирает режиссеров, уставших бороться со студийной системой, – появление на свет такого фильма, как “Призрачная нить”, – едва ли не чудо. Это настоящее большое кино – возможно, несколько старомодное, кому-то кажущееся громоздким, как штора в оперном театре, но при этом наполненное воздухом и какой-то удивительной магией. Показ такого фильма в Украине – редкая удача, особенно в период, когда 90% репертуаров кинотеатров – это сиквелы, римейки и национальные попытки переизобрести велосипед.