Отборщики решили не затягивать процедуру срыва покрывала майя с неприглядной действительности и фильмом открытия Докудейс сразу дают зрителю в челюсть. “В лучах солнца” известного российского документалиста Виталия Манского, с которого и стартует 13-й DocudaysUA, - фильм, который физически больно смотреть. Воплотив в жизнь свой давний замысел, Манский отправился в Корейскую народно-демократическую республику, чтобы снять фильм о страхе, который, как ему казалось, пропитывает тамошнее общество.
Стоит ли говорить, что у Манского не получилось сделать все так, как он задумывал: хотя бы по той причине, что власти Северной Кореи сократили количество съемочных дней почти вдвое. Естественно, за режиссером и его немногочисленной группой велось постоянное наблюдение. Естественно, сценарий написали в КНДР и, естественно, съемки каждой сцены были согласованы и проводились с участием сопровождающих.
В центре внимания режиссера - маленькая девочка Зин Ми и ее путь к вступлению в ряды пионерской организации. Девочка учится в образцово-показательной школе, где ей каждый день рассказывают о подвигах вождя и ненавистных оккупантах-японцах. Ее отец работает инженером на образцовой ткацкой фабрике, а мать - на образцовом заводе по производству соевого молока. Они гордятся, что их дочь вступает в пионеры, с этим знаменательным событием их торжественно поздравляют коллеги на работе.
Так и выглядел бы фильм “В лучах солнца”, если бы получилось воплотить оригинальный замысел. Абсурдная реальность не нуждалась бы в дополнительных комментариях и развенчала бы саму себя, как в “Акте убийства” Джошуа Оппенхаймера, когда исполнители массовых убийств в Индонезии хвастались тем, как им удалось уничтожить такое количество народу за такой короткий срок.
Но в фильме Манского отражены две реальности: в первой присутствуют одобренные пропагандой эпизоды с массовыми празднованием Дня звезды, постановочные сцены с родителями Зин Ми на их “работах” (на самом деле отец девочки - журналист, а мама работает в столовой), а во второй – то, что удалось снять тайком через дырку в занавеске: люди толкают автобус, дети роются в мусорных ящиках, очередь за талонами. Инструментами комментирования зубодробительных постановочных сцен быта выступают монтаж (мы видим, как с подачи северокорейских “товарищей” герои вынуждены репетировать каждую сцену – танцевать более “патриотично”, улыбаться и так далее), крупные планы и закадровая музыка.
При помощи крупных планов Манский как будто пытается прорваться за пределы идеологии и разглядеть в героях что-то человеческое, что-то, скрытое от государственное машины и ею не регулируемое. Безуспешно.
Образование и система быта, в которой живут люди в Пхеньяне, не позволяют человеческому прорваться наружу и стать, к примеру, объектом для исследования в кино. Поэтому и кино-то никакого – в нашем понимании – в Северной Корее нет. Нет искусства, нет культуры, нет практики очеловечивания.
“В лучах солнца” не только обличает абсурдную политическую систему, но еще и убедительно доказывает, что там, где есть идеология, не место культуре, не место живому и человеческому. Манский хотел исследовать страх, на котором, как ему казалось, и держится северокорейское общество. Штука в том, что там и страха никакого уже нет – все вычищено до основания во имя Ким Ир Сена. Но даже несмотря на кажущуюся отдаленность реальности КНДР, фильм – хорошая прививка от желания перепрошить реальность в выгодных для политической “элиты” терминах, которое время от времени появляется даже в обществах, декларирующих свою демократичность.
Посмотреть “В лучах солнца” Виталия Манского можно будет на открытии фестиваля – 25 марта в 20:00 в Красном зале Дома кино, или 26 марта в 12:00. На обоих показах будет присутствовать режиссер.