«Доброго дня! Як вас звати? Ви були на Майдані? Що ви там робили?»
С таких нехитрых вопросов начинается одна из самых смелых и актуальных премьер этого сезона. Их прямо на входе в зал зрителям, пришедшим на прогон, задает один из актеров, задействованных в спектакле. Этот режиссерский ход читается вполне легко: его задача – прямо на входе погрузить в атмосферу документальной драмы, где между актерами и зрителем нет четвертой стены, и где зритель – не просто наблюдатель, удобно уместившийся в мягком кресле, но непосредственный участник разговора. Во время спектакля в адрес зала будет звучать еще много вопросов – кто-то из зрителей не побоится ответить на них в микрофон, рассказывая про свой Майдан, кто-то промолчит, кто-то от волнения закроет лицо руками. В этом смысле работа 38-летнего режиссера Андрея Мая, «пионера» документального театра в Украине, – идеальный образец современного искусства: спектакль не предлагает зрителю готовые догматичные ответы, а, напротив, задает их, провоцируя всем вместе и каждому наедине с собой поразмышлять на болезненную для многих из нас тему.
В «Дневниках Майдана» монологи участников собраны по принципу вербатим. С латинского verbatim переводится как «дословно»: это техника документального театра, которая предполагает опрос автором группы людей и компиляцию их ответов в один текст. Пьесу, написанную при помощи этой техники, драматург не дополняет «от себя» – сила вербатима именно в документальности. У «Дневников Майдана» есть один главный автор – Наталья Ворожбит, успешный украинский драматург, соорганизатор нескольких фестивалей докудрамы в Украине, стоявшая у истоков этого направления в нашей стране. Но на самом деле авторов много: это те участники Майдана, которые приходили на встречи с драматургами и режиссерами с декабря 2013 года по февраль 2014 и рассказывали свои истории. Пьеса рождалась непросто: сначала рассказы свидетелей записывались на видео, но после «диктаторских» законов от 16 января снимать в целях безопасности прекратили – ограничились аудиозаписью. После отмены законов вернулись к видеофиксации, но в феврале пришлось отказаться от приглашений на встречи в соцсетях: в детский клуб, где проходили встречи, могли нагрянуть «титушки».
Из более чем 80 часов записей родилось 300 страниц текста, а после – небольшая документальная пьеса на 6 актеров. Герои спектакля – те, кто был рядом с нами на Майдане: студенты, которые убегали от разъяренного Беркута в ночь с 29 на 30 ноября; военный психолог, который делал на Майдане свою работу; медики-волонтеры, каждый день спасавшие здоровье десяткам людей; пожилой преподаватель театрального вуза, который начинал плакать во время каждого исполнения гимна.
Для зрителя двухчасовые «Дневники Майдана» – стресс и довольно жесткая встряска. Не только из-за того, что события прошедшей зимы пока не стали историей и воспринимаются болезненно. А еще и потому, что докудрама не играет по привычным для зрителя правилам: здесь нет декораций, костюмов и музыки, на которые всегда можно отвлечься. Актеры постоянно вступают со зрителем в диалог и тормошат его, просят вспомнить, что они сами делали на Майдане. В какой-то момент актеры и вовсе тихонько начинают петь гимн Украины, и тут уже каждый из сидящих в зале сам решает: то ли петь вместе с ними, потому, что это и его история тоже, то ли молчать, предпочитая занять позицию отстраненного наблюдателя и не решаясь выйти за рамки устоявшейся схемы «я зритель – ты актер».
Украинский зритель о документальном театре знает мало. У нас в стране его не то чтобы нет – он есть, но очень точечно, локально: то тут, то там им занимаются талантливые и неравнодушные люди в Херсоне, Харькове, Львове, Черкассах, Киеве. Но все же это лабораторное, в какой-то степени андеграундное движение, которое не формирует общее лицо нашего театра. Что касается мировой практики, то в Европе докудрама развивается уже 90 лет, особенно активизируясь после социально-политических кризисов. Именно так было в Германии в 60-ые годы: в это время там появились политические документальные драмы известного автора Петера Вайса – например, пьеса «Дознание», основанная на материалах нашумевшего франкфуртского процесса над нацистами – палачами в Освенциме.
Режиссер Андрей Май документальный театр знает и хорошо чувствует. Первые пробы документальных спектаклей он делал в Киеве в начале 2000-х, будучи студентом театрального института Карпенко-Карого. На практику амбициозный Май уехал в Санкт-Петербург, в Малый драматический театр ко Льву Додину, одному из самых сильных режиссеров нашего времени. После Андрей закончил режиссерскую магистратуру в московском центре Мейерхольда, где собираются драматурги и режиссеры, работающие в направлении новой драмы. Май говорит, что для него в театре главное – смыслы: и актеру, и режиссеру важно четко сознавать, какой месседж он несет в зал. А еще Май любит провокации, в хорошем смысле слова: несколько лет назад в Херсоне шел его спектакль «Кома» об убийстве в школе, во время которого актеры водили зрителей по пространству реальной школы.
На вопрос о том, не рано ли говорить о Майдане со сцены и готовы ли мы все, и актеры в том числе, к рефлексии, Андрей отвечает категорично:
«Не рано, а уже почти поздно. Если мы хотим рефлексировать в то время, когда это актуально и нужно, то писать пьесы, снимать фильмы и ставить спектакли о Майдане нужно стремительно, то есть уже сейчас. Этот спектакль, на самом деле, должен был возникнуть еще весной. И если бы мы за полгода успели поездить с ним по всей стране, у людей, не бывавших на Майдане, в головах могла бы возникнуть совсем иная история, дополнительный полюс. И события на востоке, возможно, сложились бы немного по-другому»
Май вовсе не преувеличивает важность своей работы. В какой-то степени «Дневники Майдана», как и любой хороший документальный спектакль, – социологическое исследование. Кто был на Майдане? Каковы профессиональные, возрастные характеристики этих людей? Чем они занимались? Для чего туда пришли? Чем пожертвовали ради Майдана? Если внимательно слушать, то из монологов, звучащих со сцены, можно узнать массу интересного о Майдане и его героях. Тем более, Наталья Ворожбит мастерски выбрала из массы свидетельских монологов самые сочные, живые, интересные. В какой-то момент перед нами предстает молодая женщина, режиссер, которая, не стесняясь, говорит о том, что для нее, замужней женщины, Майдан – место знакомства с мужчинами: "Я все думаю постоянно: почему этих прекрасных мужчин я не встречала в мирное время? Где они были? И чем является Майдан для мужчин – способом показать свой псевдо-героизм или все же героизм реальный?"
Кажется, она говорит эти слова не только от своего имени, но от имени многих девушек, которые, наблюдая за мужчинами на Майдане, задавались этими же вопросами. И в этих вопросах – большая ценность спектакля: они объединяют тебя с героями, и дают понять, насколько и тогда, и особенно сейчас для Украины важна общность и умение услышать другого.
Многие монологи, звучащие в спектакле, рассказывают о том, как изменилась жизнь героев после того, как Майдан стал частью повседневности. Какими мы были до и какими стали после, почему с нами произошли эти трансформации и как направить их в правильное русло – если зритель честен с собой, то рефлексия во время и после спектакля неизбежна. Андрей Май прав: не стоит оттягивать осмысление на неизвестный срок – потом будет поздно.