И если в прошлом году захватывало дух от того, что ты не видел половины фильмов, вставленных в нарезку, в этом, казалось бы, насыщенном году – реакцией на такое упражнение в монтаже остается только скука.
К сожалению, можно констатировать тот факт, что 2010 год, год после кризиса, не отличился практически ничем, что могло бы войти в анналы истории. Если не считать пагубного и довольно утомительного увлечения технологиями 3D, конечно.
Провальным был главный кинофестиваль планеты в Каннах, который хоть и раздал справедливые награды, но, судя по всему, ощущения значительности грядущих в кино перемен не принес – конкурсная программа была самой слабой за все годы.
Проблемы финансового характера появились и у крупнейших голливудских киностудий. Компания MGM не так давно объявила себя банкротом, приведя в ужас фанатов франшизы о Джеймсе Бонде, выход следующего фильма из которой был запланирован на 2011 год. А компания Disney, которую впору объявлять монстром года, в начале года закрыла знаменитую студию Miramax, основанную в свое время братьями Вайнштейнами, и приняла решение о ее продаже. Студию никто не хотел покупать, даже сами Вайнштейны зажали нужную сумму, но вскоре за $660 млн. ее купил совладелец строительной компании Tutor Perini Corporation Рональд Тьютор и частный инвестиционный фонд Colony Capital.
Но мы попробуем подвести итоги года с плохо скрываемым оптимизмом (все-таки следующий год готовит много интересного, а в этом году приличных фильмов было достаточно).
Итак, героем уходящего года в кино станет тот, кто изменил не только отношение к своей социальной группе, но и подкорректировал стандарты голливудской внешности для актеров.
Герой года: «ботаник» (он же нерд, гик, задрот, тот, у кого вы списывали в школе, и так далее).
Тенденция к героизации ботанов давно зрела в Голливуде, она повлекла за собой изменение типажа как супергероя с суперсилой, так и просто героя в кино (мы говорим именно об экранизациях комиксов, не о самих комиксах) – с, собственно, бесстрашного и героического, на вечно сомневающегося, иронично относящегося к собственной персоне грешника, которому ничто человеческое, как говорится, не чуждо, и он этому очень рад.
Сегодняшнему голливудскому герою не обязательно быть похожим на Марлона Брандо или Кристофера Рива. Он может быть закомплексованным школьником, который захватывает мир (ну, или его часть) силой своего интеллекта, обаяния, ущемленного чувства справедливости и так далее.
Запомните и научитесь различать эти лица, архетипные герои 2010 года выглядят так:
1. Джесси Айзенберг – Марк Цукерберг («Социальная сеть»).
2. Аарон Джонсон – Дэйв Лизевски («Пипец»).
3. Майкл Сера – Скотт Пилигрим («Скотт Пилигрим против всех»).
Следующие номинации, которые говорят сами за себя:
Тренды года: герои-ботаны, конвертация фильмов в формат 3D, попытка реанимировать боевики 80-х («Хищники», «Неудержимые») и пенсионеры, идущие в атаку («Неудержимые», «РЭД»).
«Тролль» года: Никита Михалков. Голосованием на Openspace его выбрали анти-героем года – «за то, что всех достал» сиквелами «Утомленных солнцем», высказываниями невпопад, налогами на цифровые носители и так далее. В свою очередь, еще остались преданные поклонники этого кинорежиссера, фанатизм которых до сих пор приводит к виртуальным спорам, что и позволяет сравнить Никиту Сергеича с интернет-провокатором, иначе говоря, «троллем».
Разочарование года: «Алиса в Стране чудес» Тима Бартона. Не смотря на большие кассовые сборы как по всему миру, так и в Украине, фильм Тима Бартона оказался разочарованием для многих поклонников его таланта. «Алиса в Стране чудес» Кэррола – идеальный материал для этого кинорежиссера, который он, констатирую с большим сожалением как поклонница и Бартона, и историй об Алисе, испортил актрисой Мией Вашиковской, немного топорной трехмерной графикой и странным финалом картины.
«Аватар» года: «Трон: наследие» (сомнительного качества аттракцион, но другого в этом году не было).
Мистификация года: «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси. До сих пор непонятно, это было докьюментари или мокьюментари, хотя это, по сути, неважно.
«Развод» года: «Начало» Кристофера Нолана. Обещано: психоанализ и Кубрик, получено: пластмасса и худший фильм Нолана.
Ретрограды года: Мартин Скорсезе и Роман Полански за возрождение традиционного триллера в фильмах «Остров проклятых» и «Писатель-призрак».
Монстр года: компания «Дисней», как и было обещано. Иногда кажется, что «Дисней» и есть тот самый Большой Брат.
«Ну сколько можно» года: Леонардо Ди Каприо.
Не забудем о серьезных категориях, о которых еще будет упомянуто в связи с открытым сезоном раздачи слонов:
Актриса года: Натали Портман («Черный лебедь»). Скорее всего, она получит «Оскар» и все предшествующие ему награды за свою роль отчаянной балерины в новом фильме Даррена Аронофски. Роль действительно выдающаяся.
Актер года: по моему скромному мнению, Джесси Айзенберг («Социальная сеть»). Мы видели Айзенберга в неравной борьбе с зомби («Добро пожаловать в Зомбилэнд»), видели его прекрасную роль в фильме «Кальмар и кит» нового любимца нью-йоркской невротической интеллигенции Ноа Баумбаха, но никогда не видели такого убедительного молодого ботаника на грани социопатии, который, к тому же, меняет наш привычный мир.
Режиссер года: Винченцо Натали («Химера»). За то, что связал несвязуемое, отлично надо всеми постебался и, в итоге, почти никому не понравился.
И, напоследок, субъективный топ-5 фильмов, вышедших в украинский прокат в уходящем году:
1. «Серьезный человек» братьев Коэнов.
2. «Социальная сеть» Дэвида Финчера.
3. «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси.
4. «Писатель-призрак» Романа Полански.
5. «Химера» Винченцо Натали.
На этой оптимистической ноте – всех с наступающим Новым годом.