Мазепиана
«Высокочтимый Дмитрий Иванович! Зная Вас как ценителя украинской старины и собирателя, долгом своим считаю сообщить, что у меня … находится нарисованный красками старинный портрет гетмана И. Мазепы... Изображен Мазепа довольно молодым, без бороды, с небольшими усами, в казацком костюме… Думаю, что портрет представляет кой-какую ценность для любителей и широкой публики», – написал в сентябре 1914 года украинский священник и коллекционер Никанор Абрамович историку Яворницкому. Завершалось письмо предложением о покупке картины.
Вполне вероятно, что сделка между двумя знатоками древностей состоялась: в фондах историко-краеведческого музея, которым долгое время руководил Дмитрий Иванович, было собрано несколько портретов гетмана, которого в России считали предателем, а в Украине – выдающимся политиком.
"Как оказалось, Иван Мазепа был очень популярной личностью в искусстве. И особенно – в западноевропейском», – рассказывает научный сотрудник дома-музея Яворницкого Виктор Екшов. Посетителям выставки представится возможность сравнить портреты гетмана работы украинского, польского и французского художников.
Рядом с Мазепой видим на выставке генерального судью Василия Кочубея, в 1707 году донесшего Петру I, что гетман вошел в сговор со шведским королем Карлом ХII и готовит восстание в Украине. Долгое время в литературе кочевал миф том, что Кочубеем двигала не только верность московскому царю, но и жажда мести: Иван Степанович якобы соблазнил юную дочь Василия Леонтьевича и свою крестницу Мотрю, которая из-за несчастной любви потеряла рассудок и рано умерла. Однако современные исследователи доказывают, что эта любовная история – не более чем переделанный «под Мазепу» сюжет древнегреческой трагедии. В реальности гетман был счастливо женат, а Мотря в том же 1707 году вышла замуж.
Народный герой и царский поп
Европейских живописцев интересовал не только Иван Мазепа: в доме-музее Яворницкого представлены три копии с акварелей XVIII века француза де ла Гурдена, портретировавшего казаков. Эти работы привлекают внимание своей утонченностью и яркостью, считает Виктор Екшов.
Не менее яркий и портрет казака Мамая, написанный неизвестным народным маляром. «Днепропетровский национальный исторический музей обладает уникальной коллекцией портретов казака Мамая. Недавно они были отреставрированы. Когда будет следующая реставрация, не известно, и перед музеем стоит задача на как можно долгий срок сохранить эти полотна. Поэтому получить их из фонда очень сложно, но поскольку мы – часть ДнИМ, нам позволили одну картину взять на выставку», – рассказывает Виктор Екшов.
На фоне яркого и светлого казака Мамая темным и мрачным выглядит портрет священника Кирилла Тарлах-Тарловского, которого в народе прозвали «Диким попом». Историки считают, что именно он в 1744 году тайно обвенчал украинского гетмана Разумовского с российской императрицей Елизаветой и стал личным духовником ее невестки – немецкой принцессы Софьи Фредерики Августы Ангальт Цербской, в 1762 году благословившей убийство своего супруга Петра III и взошедшей на российский престол в качестве Екатерины II.
Иллюстрации к учебнику
Выставка «Портреты деятелей казацкой эпохи» знакомит и с такими значительными историческими фигурами, как гетманы Иван Самойлович, Богдан Хмельницкий и Данило Апостол. Представлены и портреты предков екатеринославского помещика и политика Михаила Родзянко – хорольского сотника Степана Родзянко и его дочери Анастасии.
"Мы задумали выставку так, чтобы она соответствовала школьному курсу истории: чтобы молодое поколение могло ознакомиться с портретами тех деятелей, которых они проходят по программе. Но портреты настолько сильные, а художественный стиль ХIХ настолько отличается от современного, что людям любого возраста будет интересно посмотреть», – убежден Виктор Екшов.
Продлится выставка до конца мая.