ГоловнаКультура

Записки режиссера. Дама сдавала в багаж…

Над моим столом висит небольшая картина. Что там изображено – не буду рассказывать, вдруг кто-нибудь ее узнает. А попала она к нам в дом, когда меня еще на свете не было. Помню, отец, майор медслужбы, рассказывал, что взял ее у немцев. Что, когда, у кого конкретно – я уже, за давностью лет, и позабыл. Папа называл это тогда трофеями, а юристы и дипломаты сейчас – «перемещенными художественными ценностями». Теперь, вот, думаю, вернуть бы ее надо. А может, и не надо. Такой вопросик возник.

Записки режиссера. Дама сдавала в багаж…

А перемещали ценности, в основном, из побежденной Германии. Но и из других стран тоже. Как писал Солженицын: «...И сквозь чад сквозь дым сквозь копоть/ Победители Европы/ Всюду русские снуют/ В кузова себе суют/ Пылесосы свечи вина / Трубки юбки и картины / Брошки пряжки бляшки блузки / Пиш-машинки не на русском / Сыр и круги колбасы/ Мелочь утвари домашней / Вилки, рюмки, туфли, гребни / Гобелены и весы…»

Да, война – дело лихое!.. Но и солдат можно понять – вы разграбили наш дом, мы будем грабить ваш. Начальники тогда им сказали: «Логично. Не возражаем. Берите. Только в меру. Но и мы тоже кое-что себе возьмем!». И взяли. Только много. Как результат, в 1946 году разразилось так называемое «трофейное дело».

Через два года следствия, 20 января 1948-го, появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б): «Тов. Жуков, в бытность главнокомом группы советских оккупационных войск в Германии, допустил поступки, позорящие высокое звание члена ВКП(б) и честь командира Советской Армии. Будучи полностью обеспечен со стороны государства всем необходимым, тов. Жуков злоупотребил своим служебным положением, встал на путь мародерства, занявшись присвоением и вывозом из Германии для личных нужд большого количества различных ценностей. В итоге всего этого Жуковым было присвоено до 740 предметов столового серебра и серебряной посуды и сверх того еще до 30 кг разных серебряных изделий, до 70 ценных золотых предметов (кулоны и кольца с драгоценными камнями, часы, серьги с бриллиантами, браслеты, броши и т. д.), до 50 дорогостоящих ковров и гобеленов, свыше 320 шкурок ценных мехов, более 60 картин, представляющих большую художественную ценность, около 3 700 м шелка, парчи, бархата и др. тканей, и т. д.».

Многовато будет, даже для Маршала Победы! Послушайте, а вы не знаете, сколько ему можно было взять? И я не знаю. Половину этого? Четверть? Вы говорите, вообще ничего?!.. Ребята, не смешите меня!..

Ну хорошо, уговорили: маршал Жуков, памятники которому во множестве установлены в соседней России, – мародер. Допустим. А другие фронтовики, рядовые и генералы – не мародеры?.. А капитан Балдин, например, тогда кто?..

В 1945 году он обнаружил в окрестностях Бранденбурга музейную коллекцию рисунков Рафаэля, Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Гойи, Делакруа, Коро, Дега, Родена, ван Гога и других знаменитых художников – всего 364 листа! Недолго думая капитан аккуратно уложил все это в кожаный чемодан и тайком вывез в СССР. Но куда ему было деваться в Стране Советов с таким сокровищем? Два года спустя он добровольно сдал свой бесценный чемодан куда следует. И из возможного подсудного мародера в одночасье превратился в уважаемого человека!

Но тогда возникает вопрос: кем же, в таком случае, будет считаться не отдавший эту дурацкую немецкую картину государству, допустим, мой отец, кавалер ордена Красной Звезды?.. И как теперь прикажете называть огромное количество других советских солдат и офицеров, в 1945-м вернувшихся домой с разноценными военными трофеями и не сдавшие их, как Балдин, государству? Преступниками? Мародерами? Или спасителями и героями?.. Или вопрос просто в качестве привезенного?.. Или в количестве? И кто этот допустимый размер определяет? Да и как?.. И что мне теперь с папиной картиной делать? Законный трофей это был или все-таки кража?.. Возвращать, не возвращать?.. Эх, вопросы, вопросы…

Ладно, пусть пока повисит у меня. До решения вопроса. Или до следующей войны.

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram