Итак, почти весь июль прошел под знаком обсуждения проблемы качества топлива, обращающегося на украинском рынке нефтепродуктов. Во-первых, как пишет нефтяное обозрение "Терминал", все еще в умах и на устах экспертов и непосредственных участников рыночного процесса вопрос о продлении «старых» топливных стандартов. Во-вторых, вызвало немалый интерес околонефтяной общественности новое заседание и собственно принятие определенных решений, казалось бы, недавно мирно почившей экспертно-аналитической группы. Ну, и, в-третьих, немало шуму наделали «общественные активисты» из Киевского клуба автомобилистов, решившие вновь пропиариться за счет топливного ритейла…
Пока еще нет однозначной ясности в вопросе продления «старых» топливных стандартов, однако, если верить источникам в Кабмине, данный вопрос должен разрешиться со дня на день. При этом интрига момента состоит в том, что по информации некоторых профильных изданий, Минэнергоуглепром выступает за продление лишь ДСТУ 3868-99 «Топливо дизельное. Технические условия». Всего на год - до 1 июля 2014 года. Бытует мнение, что это позволит на время снять напряжение в отношениях с российским монополистом, ежемесячно качающим до 100 тыс. т «старорежимного» дизтоплива по нефтепродуктопроводу на Новоград-Волынский. Однако, по словам заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, это несколько не соответствует действительности, поскольку россияне «за милую душу качают дизель по стандарту 1968 г.». Неоднозначна и судьба Шебелинского ГПЗ, который в худшем случае будет попросту перепрофилирован на выпуск другой продукции. К примеру, - смесевого топлива. При этом, по словам пресс-секретаря «Укргаздобычи» Геннадия Кобаля, на заводе скопился излишек нефтепродуктов, который на 10 июля составлял около 18 тысяч тонн бензинов и порядка 10 тысяч тонн дизтоплива.
Наряду с этим, как заявил замглавы Минэнергоуглепрома Андрей Бондаренко, продление ДСТУ возможно только после принятия соответствующего решения на заседании экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности (?). И действительно, несмотря на то, что формально, после постановления правительства №180 от 13.03.2013 года, группа перестала существовать, ее работа продолжается. При этом выносятся нелегитимные решения, а Минэнергоуглепром уже направил ее предложение о пролонгации «старых» стандартов в Кабинет министров Украины. В частности, группа таки предложила продлить действие ДСТУ 3868-99 «Топливо дизельное. Технические условия» и ДСТУ 4063-2001 «Бензины автомобильные. Технические условия» до 30 июня 2014 г. Такое решение содержится в протоколе заседания ЭАГ от 12 июля, сообщают информированные источники.
Как бы то ни было, необходимо подчеркнуть, что в любом случае, позитива для все еще большой армии потребителей топлива устаревших стандартов качества явно недостаточно, чтобы перекрыть минусы, которые влечет за собой их возврат. Главным среди них, по мнению экспертов, является тот факт, что с возвратом старых норм качества Украина повышает конкурентоспособность теневых игроков, которые используют низкокачественный бензин как один из компонентов в производстве «бадяги». Конкурировать с такой продукцией официальным импортерам и местным производителям евротоплива невозможно. Эксперты уже сегодня предостерегают: после того, как оставшиеся украинские НПЗ порежут на металл, снабжение топливом может стать прерогативой монопольного игрока вследствие «захвата регулятора».
Тем временем живой интерес общественности вызвало проведение очередного круглого стола, посвященного качеству нефтепродуктов под громким слоганом «Качество топлива на украинских АЗС: 10 из 10 образцов топлива не соответствуют ГОСТу 2001 года». Все бы ничего, но в качестве его организатора вновь выступил скандально известный Киевский клуб автомобилистов с непонятно как полученными результатами анализов топлива на столичных АЗС.
Характерно, что на мероприятие не был допущен президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. По его словам, «этот отказ отбросил последние сомнения относительно характера деятельности Киевского клуба автомобилистов. Мы уверены, что целью деятельности этого объединения с непонятными учредителями и членами являются дискредитация добросовестных участников рынка и искажение реальной картины рынка с целью отвлечь внимание от настоящих проблем этого топливного рынка и бездействия органов власти в их преодолении».
Тут стоит полностью согласиться с экспертом, ведь, начиная с мая текущего года, в Украине продолжается масштабная информационная атака против легальных импортеров топлива наряду с продвижением идеи о необходимости проверки качества нефтепродуктов на таможне. И не случайно, что на предыдущий круглый стол, проходивший под девизом «Стандарты качества украинского бензина – когда еврогорючее действительно станет европейского стандарта?» не были допущены представители белорусских заводов-производителей. Потому не удивительно, что Л. Косянчук призывает СМИ бойкотировать клуб, заявляя при этом о готовности проверок качества топлива на заправках членов ассоциации.
Примечательно, что если ранее клуб активно поддерживал инициативу Миндоходов о проведении контроля качества топлива не на автозаправочных станциях, а на таможенной границе, то теперь, подобно флюгеру, мнение кардинально изменилось и, как сообщается в пресс-релизе клуба, «выходом из сложившейся ситуации могло бы стать изменение системы проверки качества бензинов – это должно происходить непосредственно на самих АЗС, а не на таможне». При этом крупные сети АЗС, в частности WOG и ОККО в ходе последнего круглого стола, выразили готовность помочь общественным организациям в осуществлении контроля качества нефтепродуктов.
От себя отметим, что в любом случае, оценка характера деятельности клуба Л. Косянчуком в целом верна. Тем более, что в этом не оставляет сомнений «трудовая» биография активистов клуба, в частности то, что его лидер Максим Головин ранее был замечен в весьма неоднозначных акциях в поддержку структур В. Коломойского. Кроме того, как свидетельствует расследование отраслевой ассоциации, он был основателем «Ассоциации зеленых Украины», которая участвовала в событиях, имевших все черты рейдерского захвата – в 2009 году «зеленые» блокировали работу АЗС «УТН-Восток». Немаловажно и то, что по имеющимся данным, Киевский клуб автомобилистов создан лишь 24 мая 2013 г, а регистрация данной общественной организации в Минюсте произведена лишь после обеда 3 июля сего года…