Динамичный рост потребления и иностранных инвестиций в 2006-2007 годах был, в первую очередь, связан с развитием фондовых институтов в Украине. Однако сегодня при высоком уровне коррупции и концентрации основных крупных объектов в руках властно-олигархического капитала иностранные фонды рассматривают Украину как страну с высокими рисками для инвестиций и занимают выжидательную позицию или финансируют только проекты под правительственные гарантии.
Сырьевая модель развития национальной экономики привела к ряду корпоративных дефолтов в течение 2014-2015 годов, поскольку соответствующий период характеризовался обвалом сырьевых рынков, а отечественные компании, которые использовали иностранные площадки для финансирования своей деятельности, были не в состоянии выплачивать купоны и погашать совершенные ранее выпуски еврооблигаций. Решить данную проблему вполне реально за счет изменения философии ведения бизнеса в Украине, когда предыдущие собственники быстро расстаются с имеющимися активами, которые затем через фондовый рынок переходят к более конкурентоспособным компаниям.
Вместе с тем, развитие фондового рынка выводит на новый уровень прозрачности приватизационные процессы в стране, поскольку в таком случае акции ранее государственных компаний будут размещаться на открытой площадке, что минимизирует коррупционные риски продажи стратегических активов представителям властно-олигархической системы. Данная проблема доказывает существование непрозрачных правил игры на отечественном инвестиционном рынке, что соответственно отрицательно отражается на инвестиционной привлекательности Украины и ставит на первый план задачи по введению единых правил, которые должны отвечать мировым стандартам.
Так, в частности, наличие ограничений со стороны Нацбанка на движение капиталов в Украине не позволяет иностранным инвесторам быстро вывести вложенные ранее средства, что соответственно негативно отражается на состоянии фондового рынка. Тем не менее, некоторые шаги со стороны НБУ уже делаются в данном направлении, в частности это снятие запрета на вывод дивидендов. Вместе с тем, национальный фондовый рынок пока не является интересным для иностранных инвесторов. В частности, удельный вес нерезидентов в текущем году составил лишь 0,5% (рис. 1).
Рис. 1. Доля ценных бумаг выпущенных нерезидентами в течение 2005-2016 годов в общем объеме ценных бумаг (рассчитано по данным НБУ и Государственной службы статистики Украины)
Другой проблемой неликвидного отечественного фондового рынка является отсутствие реальной диверсификации инструментов торгов. На сегодня основными ценными бумагами, которые формируют статистику бирж по объему торгов, являются облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), выпущенные Правительством. Так за 9 месяцев 2016 удельный вес ОВГЗ среди ценных бумаг на фондовом рынке Украины составил 89% (рис. 2), что является максимальным показателем за всю историю функционирования открытой площадки.
Рис. 2. Доля ценных бумаг, выпущенных сектором общего государственного управления в течение 2005-2016 годов, в общем объеме ценных бумаг (рассчитано по данным НБУ и Государственной службы статистики Украины)
Одновременно для участников рынка сужены возможности использования такого традиционного для развитых рынков капитала инструмента как деривативы, что является способом хеджирования бизнес-рисков от агрорынка к рынку металлов. Особенностью рынка деривативов является его системный, всеохватывающий характер, поэтому восстановление зависит от множества факторов. В первую очередь, это – стабилизация экономики и рост реальных доходов бизнеса. Таким образом, кроме диверсификации инструментов фондового рынка для привлечения иностранных инвестиций нужно также осуществить либерализацию валютного регулирования и запуск прозрачной приватизации.
Принятие положительных решений по отдельным аспектам функционирования фондового рынка не будет иметь существенного влияния на объемы торгов, поскольку зарубежные и национальные инвесторы обратят внимание на перспективы украинской экономики только при условиях системных изменений в данном направлении. Кроме того, на этапе восстановления фондового рынка важным является государственное и общественное регулирование. Эффективный надзор за рынком должны осуществлять как Комиссия по ценным бумагам, так и саморегулируемые организации профессиональных участников рынка.