И вот 2 декабря на встрече с Главой Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины Тимуром Хромаевым владелец крупнейшей товарной биржи Китая Bohai Commodity Exchange Yan Dongsheng, не сдержав своего восхищения достойным уровнем компетентности руководителя украинского госрегулятора (и в самом деле – было за что), произнес замечательный и многообещающий месседж: «Зараз я привіз з собою мрію – створити в Україні найпотужніший в світі ринок деривативів». Очень позитивный и своевременный сигнал для украинского предпринимательского и экспертного сообщества. Правда, на фоне нашего большого структурного кризиса, а также завершившихся президентских выборов в США, войны на Ближнем Востоке и т.д. в украинском медийном пространстве как-то меньше внимания стало уделяться Китаю и в целом инвесторам с Восточной Азии – Японии и Южной Кореи. Глубоко убежден, именно в Украине сегодня властям и участникам рынка нельзя недооценивать стратегических инвесторов из КНР, как крупнейших игроков в мировой политике и экономике. Более того, в отличие от украинского, в мировом медийном пространстве Китай всегда на первых полосах и в главных новостях телеагентств.
Думаю, многие со мной согласятся в том, что нельзя говорить о XXI веке, не говоря о Китае. Именно здесь в последнее время активно создаются и развиваются центры превосходства с инструментами концентрации научных, технологических, интеллектуальных и прочих ресурсов, где ключевая задача – это завоевание внутреннего и мирового рынков. Вот и нам, по примеру китайских коллег, необходимо в Украине внедрять курс на улучшение инвестиционного климата, сокращение избыточного участия чиновников в экономике страны и силового давления на участников рынка.
Сейчас важно четко понимать, как вернуть в украинскую экономику крупных международных инвесторов, не только иностранных, а и отечественных. Капитал, инвестиции – должны быть мобильными. И, конечно же, чтобы ослабить финансовую мощь коррумпированной украинской бюрократии необходимо активизировать процесс разгосударствления, увеличивая в экономике страны долю частного капитала с участием иностранных инвесторов. Поэтому чрезвычайно важно эффективно проводить масштабную приватизацию 2016 – 2017.
Перспектива здесь есть. Так, 23 ноября в эфире одного из украинских телеканалов Глава Фонда госимущества Украины Игорь Билоус отметил, что аукцион по продаже украинских гидроэлектростанций вызвал заметную конкуренцию среди инвесторов, активно ведется диалог и по приватизации Одесского припортового завода. «22 ноября у нас состоялся хороший аукцион по продаже Николаевской гидроэлектростанции Мигейской. Фактически были рекордные показатели — выставив за 10 млн. гривен, смогли достичь цены в 52,5 млн. гривен за этот объект. Была большая конкуренция, 16 инвесторов боролись за него», — заявил И.Билоус, подчеркнув, что проведение аукциона по приватизации ОПЗ запланировано на 14 декабря 2016 года.
Но продаются не только государственные предприятия реального сектора экономики Украины, выставляются на аукционы и финансовые учреждения, подлежащие процессу приватизации. Например, 30 ноября текущего 2016 года Фонд государственного имущества определил победителем аукциона по продаже госпакета акций Украинского банка реконструкции и развития (УБРР) компанию ООО «Босе (Гонконг) Ко. Лимитед», которая контролируется гражданином Китая Тан Вейцзюнем. В аукционе участвовал лишь 1 покупатель, который и победил. ФГИ продал принадлежавшие государству 99,9945% (эквивалент 235,986 тыс. акций) УБРР, где начальная и фактическая цена продажи составила 82,827 млн. гривен.
Напомню, УБРР был основан в 2004 году для развития корпоративного, а также малого и среднего бизнеса путем средне- и долгосрочного кредитования. Его владельцем вначале было Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение, затем Государственная инвестиционная компания. В 2013 году банк передали Минфину, предусматривалось создать на его основе Банк развития. Но этот план нашему правительству не удалось реализовать. В начале октября 2016 года УБРР занимал 100-е место среди 100 действуюших украинских банков по размеру активов — 118 721 000 гривен.
И все же справедливости ради надо признать, иностранные стратегические инвесторы по-прежнему с большими трудностями могут проникать в Украину, потому что у нас, в частности, ряд законов не действует, а важнейшие законопроекты, как, например, об организованном биржевом рынке и о рынке финансовых производных (деривативах) годами не принимаются в Верховной Раде. В прессе и на ТВ об этом наши зарубежные коллеги не говорят, но в частных беседах, мягко говоря, не понимают, как так могут радикально расходиться слова и дела наших властей.
К сожалению, политики в Украине совершенно честно врут бизнесу и инвесторам. На самом деле, ситуация на наших рынках сейчас очень тревожная. Предприятия испытывают большой дефицит оборотных средств, потребительский спрос продолжает падать. На ближайшие 1,5 – 2 года мы можем столкнуться с огромной нехваткой финансовых средств со стороны иностранных инвесторов, и учетная ставка НБУ снова может полезть вверх. Но наши доморощенные политики спокойны и ничего не делают для улучшения инвестиционного климата. Поэтому, господа предприниматели и инвесторы, не поддавайся на обман, и никто вас не обдурит. А вот давление на гривну всё усиливается и усиливается, и это уже ничем нельзя скрыть. Правда, и здесь немало политиков вдруг заговорили о том, что курсом гривны нашей экономике не поможешь.
Вот почему именно иностранные инвесторы, как никто другой, понимают, что кризис – это полбеды, главная беда для экономики Украины – это выход из кризиса. Поэтому модернизация украинской экономики невозможна без изменения к лучшему инвестиционного климата, без реформирования практически всей законодательной и нормативно-правовой базы, без масштабной приватизации 2016-2017. Но что конкретно нужно делать? По каким критериям определять главное? И какой должна быть последовательность действий? Дать ответы на поставленные вопросы, безусловно, нелегко, но без них мы точно не продвинемся в реформировании и обновлении экономики Украины.