Планируется, что реальный ВВП увеличится на 3%, цены вырастут на 10%, а доходы могут увеличиться лишь на 9-10%, тогда как в документе отражено рост на 17,4%. Данная проблема может породить две структурные диспропорции. Первая – рост фискального давления на экономику, вторая – увеличение государственного долга, который уже сегодня обходится государственной казне в треть доходов (рис. 1).
Рис. 1. Динамика объемов заимствования, обслуживания и погашения государственного долга Украины (по данным НБУ)
Если рассмотреть отдельно явление роста фискального давления на экономику, то в данном контексте будут возможными последствия в виде сокращения поступлений в государственную казну в результате замедления экономического роста и увеличения размера теневого оборота. Это в свою очередь мультиплицирует рост объемов заимствований как на внешних рынках, так на внутреннем рынке.
Учитывая данную тенденцию, долговая нагрузка на бюджет продолжит расти и его фактический коэффициент в 2017 году может оказаться выше планового (рис. 2). Рост долговой нагрузки произойдет за счет невыполнения плана по доходам государственной казны и больших объемов заимствований финансовых ресурсов, нежели предусмотрено проектом закона Украины о государственном бюджете на 2017 год.
Рис. 2. Коэффициент долговой нагрузки на Государственный бюджет Украины (рассчитано по данным НБУ)
Стоит отметить, что наряду с плановыми доходами добавляются и другие расходы, не указанные в проекте бюджета, в частности средства, которые будут направлены на рекапитализацию банков и пополнение Фонда гарантирования вкладов. Вместе с дефицитом бюджета и реальными доходами, которые будут получены по результатам 2017 года, нехватка средств может превысить 150 млрд. грн., что составляет 7% ВВП.
Таким образом, проект бюджета на 2017 год предусматривает перманентный рост государственного долга. В частности, предельный размер государственного долга (прямого и гарантированного) на конец 2017 составляет 2296 млрд. грн. против 1946 млрд. грн в бюджете текущего года (прирост в 350 млрд. грн.). Это иллюстрирует высокий уровень вероятности наступления коллапса государственных финансов в связи с серьезными дисбалансами.
Если государство и в дальнейшем будет проводить такую долговую политику, то очередная девальвация в 200-300% может произойти уже через 2 года. Уровень долговой нагрузки сегодня пребывает на отметках 2013 года. Превышение этого уровня приведет к неконтролируемому запуску обесценивания денежной массы в стране и соответственно долговой пирамиды, что в последующем уменьшает долговую нагрузку на бюджет и экономику в целом.
Кроме того, в результате высокого уровня теневой экономики и коррупционной ренты в Украине будет дополнительное давление на национальную валюту, поскольку приближенные к властному истеблишменту круги получат дополнительный ресурс, который сразу будет направлен на валютный рынок с целью вывода капитала в оффшоры.