Во-первых, предлагаемые изменения в сфере администрирования налогообложения помогут не только снизить коррупционные риски, но и сэкономить время и деньги бизнеса. Например, частичная передача функций по администрированию на областной уровень ГФС и в Министерство финансов (в частности, по ведению баз данных) позволит добавить прозрачности, которую сегодня не обеспечивает ГФС. Внедрение электронного кабинета налогоплательщика значительно упростит процесс уплаты налогов и взаимодействия плательщиков с контролирующими органами.
Объединение реестров НДС и их передача Минфину также создаст условия для прозрачности и повышения эффективности. Если бы ГФС смогла наладить качественную работу с двумя реестрами, возможно объединение не было бы необходимым. Но смысла в разделении все равно нет, ведь все заявки должны обрабатываться в хронологическом порядке независимо от реестра, в который они попадают.
Инициатива по ликвидации налоговой милиции вынесена в отдельный законопроект и есть надежда, что этот шаг позволит значительно снизить коррупцию в украинской налоговой системе и стабилизировать отношения между плательщиком и органами контроля.
Во-вторых, предлагается приоритизация обобщающих налоговых консультаций Минфина. Довольно часто возникают ситуации, связанные с различной трактовкой отдельных норм законодательства. Обобщающие разъяснения Минфина помогут устранить ряд противоречий в действиях налогоплательщиков и контролирующих их органов, а также сократить простор для разночтений и дискреции.
В-третьих, по налогу на прибыль - Минфин вновь пытается ввести в Налоговом кодексе льготы для субъектов малого предпринимательства. Любые стимулы для малого бизнеса, которые дают им различные налоговые базы - неважно, частный ли это предприниматель или малое предприятие - помогают его развитию. Нашему государству просто необходим здоровый малый бизнес, который будет свободен от давления фискальных органов. Львиная доля этого давления, кстати, связана с разноречивой трактовкой сложного законодательства - поэтому нам и необходимо ясное и простое налогообложение (неважно, идет ли речь о налоге на прибыль или о налоге на доходы физлиц).
Кроме того, законопроект предполагает увеличение возможностей для предоставления преференций и льгот в случае реинвестирования в экономику отдельно взятого предприятия - в том числе, через механизм ускоренной амортизации.
Кроме того, существует ряд шагов, на наш взгляд, необходимых на будущих этапах - например, введение налога на выведенный капитал. Последнее позволит позиционировать Украину как страну, где выгодно вести бизнес и где предприятия самостоятельно планируют ликвидность с точки зрения возможностей перераспределения налоговой отдачи на реинвестирование внутри самого предприятия.
Это важно, ведь постепенно в Украине выстраивается система фискального контроля, которая будет выводить бизнес из тени. Меры, которые предпринимает правительство - уже внедренная система электронного администрирования НДС, намечающийся автоматический обмен информацией для международного налогообложения, косвенные методы и разовое декларирование доходов граждан, законодательство о контролируемых иностранных компаниях - улучшат возможности для взимания налогов и/или повысят их собираемость. Параллельно в Украине должны формироваться внутри налогого законодательства те нормативные массивы, которые позволят предприятиям не стать убыточными из-за повышения объема налогов, а на законных основаниях перераспределять налоговую нагрузку.