Сделка по продаже UMH попала в топ-10 сделок слияния-поглощения предприятий первой половины 2013 года, при этом участниками были многие до сих пор влиятельные люди. Среди совладельцев медиахолдинга и участников сделки были и нынешний Президент Петр Порошенко, и экс-глава АП Борис Ложкин, и олигарх Ринат Ахметов, и бизнесмен Игорь Суркис и многие другие известные лица. В какой-то мере скупка медиаресурсов со стороны Клименко и Курченко была общеукраинским трендом: очевидно, проводя подготовку к президентским выборам 2015 года провластные олигархи решили пополнить свои активы целым рядом СМИ самого разного уровня и охвата аудитории. Таким образом, медиахолдинг UMH представлял большой интерес для Курченко как скупщика медиаактивов.
Тайные и публичные активы Курченко
Личность Сергея Курченко имела много оценок и характеристик, которые до сих пор абсолюнто неоднозначны. Миллиардер, внезапно ворвавшийся в украинский список «Forbes», газовый король, владелец ФК «Металлист» и самый успешный молодой предприниматель страны. По информации с близкого окружения Курченко среди его активов был второй по мощности украинский нефтеперерабатывающий завод и стратегически важный объект для экономики государства – Одесский нефтеперерабатывающий завод, ряд нефтеперевалочных комплексов и кампаний, танкерный флот, который обеспечивает транспортировку нефти и нефтепродуктов и сеть заправок, которые гармонично завершают эту логическую цепочку. Среди финансового сектора он владел 16-м по счету крупнейшим банком страны, который в 2014 году показал активы в сумме свыше 28 млрд гривен, а через некоторое время развалился, как не платежеспособный. Сейчас Курченко находится в международном розыске, управляя своим многочисленным имуществом из-за рубежа. На каждой из позиций он всегда выставлял профессионалов, которые вели его активы. В пользу этого свидетельствует и то, что находясь в Москве, молодой олигарх не потерял ни одного актива и даже пытается в судебном порядке оспорить санкции Евросоюза против своего бизнеса на Западе.
Структура УМХ
До 2014 года УМХ был одним из лидеров украинского медиа-рынка. В Украине компания занимала топовые позиции на рынках интернета, радио и прессы, в Росиси – активно развивалась, и в 2013 году входила в топ-10 игроков издательского рынка. В портфель компании входили такие бренды как: Forbes, Vogue, Корреспондент, Теленеделя, телеканалы Shopping TV, Меню ТБ, Design TV, Новый дом, порталы i.ua, bigmir.net, football.ua, Ретро FM, Наше радио, Europa Plus, Авторадио, Аргументы и Факты, Комсомольская правда и другие.
Холдинг был основан в конце 1990-х годов Борисом Ложкиным. За период с 2008-2013г. медиа-холдинг достиг лидирующих позиций на Украине по аудитории и рекламным доходам в интернет. По охвату аудитории UMH входит в ТОП-5 компаний, оперирующих на украинском рынке, среди которых международные корпорации Google, Mail.ru и Yandex. Нынешний Президент Украины Петр Порошенко также владел частью актива журнала «Корреспондент» и порталов bigmir.net и korrespondent.net, которую в последующем выкупил Курченко.
Сопровождение чистоты сделки
В истории с продажей УМХ существует ряд важных аспектов. Эта сделка по праву считается одной из крупнейших и сложнейших сделок в стране. К ее сопровождению было привлечено более 20 высококвалифицированных украинских юристов и 5 крупнейших юридических кампаний. Покупка медиа-активов созданных влиятельными и богатейшими людьми страны - Ложкиным, Порошенко, Суркисом, Боголюбовым и Ахметовым длилась 8 месяцев и вошла в топ 10 крупнейших сделок по слиянию и поглощению капиталов. «Не многие готовы открыто рассказать о тех событиях в связи с негативностью восприятия личности покупателя» - сообщил Денис Бугай, один из юристов сопровождавших сделку, который был единственным, кто согласился хоть немного ее прокомментировать. На тот момент Бугай уже имел богатый опыт сопровождения подобных сделок. «Тем не менее, продажу УМХ можно смело назвать одной из самых прозрачной сделкой за всю историю корпоративного права» - подчеркнул Денис. Для того, чтобы восточно-европейская топливно-энергетическая компания (ВЕТЭК) смогла купить 98% медиа-холдинга UMH group, был проведен детальный аудит компаний, как в Украине, так и за рубежом. Холдинг прошел проверку на легальность происхождения финансов и получил одобрение Антимонопольного комитета и Национального банка Украины.
Важным подтверждающим фактом легальности заключения сделки стало то, что платежи прошли через Австрийский Райфазен Банк.
Также в качестве доказательства чистоты сделки можно привести пример расследований Сергея Лещенко, в которых он планировал показать темные пятна в бизнесе Бориса Ложкина, однако ни к каким внятным результатам так и не пришел. Очевидно, что такая крупная сделка как продажа УМХ не смогла бы ускользнуть мимо глаз Лещенко, будь она действительно проведена не по закону. Вскоре сам Ложкин заявил, что расследования были прекращены самим их инициатором.
Дополнительным фактором в пользу законности сделки было перезаключение договоров со всеми медиа-активами. Иностранные издательства и инвесторы пристально оценивали репутационную и финансовую надежность будущих партнеров. «Важным сигналом для многих стал тот факт, что американский финансово-экономический журнал, одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире FORBES и крупный издательский дом Conde Nast подписали лицензионные договора с новым владельцем холдинга, что позволило УМХ издавать журналы Forbes и Vogue Ukraine», - прокомментировал Бугай.
В сделке так или иначе поучаствовали такие известные и влиятельные украинские личности, как олигарх Ринат Ахметов, Григорий Суркис, один из самых богатых людей в Украине Геннадий Боголюбов, нынешний заместитель главы АП Алексей Филатов (на тот момент один из партнеров известной украинской юридической компании), член Нацрады Украины по вопросам телевидения и радиовещания Ульяна Фещук, народный депутат Григорий Шверк, замминистр экономики Юлия Ковалив. Все эти люди сейчас занимают важные позиции в украинской системе государствообразования, но все-таки не очень охотно разговаривают на эту тему. Учитывая скорое введение электронного декларирования имущества для госчиновников в Украине, было бы интересно увидеть следы сделки по УМХ в декларациях столь известных и влиятельных ныне людей. Работу с банками в рамках проекта вел авторитетный финансист Борис Тимонькин, признанный эксперт в финансовом секторе.
Для проекта с покупкой УМХ Курченко, не смотря на то, что у него были свои юристы, привлек консультантов извне. В итоге, каждая группа юристов специализировалась на своей категории. У Курченко был пул белых юристов, тех кто занимался легальными вопросами и был привлечен для грамотного проведения проектов и серых юристов, которые занимались оптимизацией схем, работой с офшорами и уголовными процессами.
Газпром или Курченко
Тем не менее, все сходятся на том, что в результате покупка УМХ у Ложкина олигархом Курченко оказалась наименьшим злом из того, что медиа-холдингу могло грозить. С большой долей вероятности покупку должен был совершить российский холдинг Газпром-медиа, владеющий такими крупными телеканалами как НТВ и ТНТ, а это бы означало фактический переход части украинского медиа-рынка в руки элит РФ. Покупка медиа-холдинга означала бы, что информационная политика будет корректироваться из Москвы и проводиться в ее интересах, практически неотличимо от информационной политики того же телеканала НТВ. Сама сделка с Газпром-медиа должна была состояться за пять месяцев до начала Майдана, однако хватка Курченко позволила ему в последний момент перехватить инициативу и внести крупную предоплату за холдинг, что повернуло ход продажи в его пользу. Безусловно, у него были свои планы на этот холдинг, и делить с РФ он его вряд ли собирался. К счастью для Украины, Россия тогда так и не смогла завладеть немалой частью украинского медиа-рынка. Информационная политика украинских СМИ, принадлежащих Газпром-медиа могла нанести непоправимый урон национальной безопасности Украины во время аннексии Крыма и «Русского мира на Востоке».
После Майдана Курченко попал под удар, олигарх сбежал из страны, равно как и те, кто был к нему близок. Спецслужбы безуспешно пытались обнаружить следы к его большой бизнес империи.
Из самого УМХ ушло множество хороших журналистов. Почти все они нашли себя в других проектах, к примеру, Севгиль Мусаева и Мария Жартовская ушли в Украинскую правду, Виталий Сыч ушел из «Корреспондента» в «Новое время», целый ряд журналистов ушли в Insider и Лига.нет. Словом, многие журналистские коллективы потеряли качественных специалистов, что негативно сказалось на качестве украинского медиарынка в целом. Развитие УМХ, как одной из наибольших составляющих медиа-рынка Украины остается загадкой. Решение вопроса должно произойти в ближайшее время, поскольку, как и любой другой бизнес, медиа-рынок это игра: постоянное соревнование и минимум правил. А счёт в этой игре ведется на деньги.