Звуки молитвенных барабанов, монахи напевают медитационные песни, звенят колокольчики… Это место отгораживает от всего мира, останавливая время и позволяя человеку погрузиться в собственные мысли. Абстрагироваться от своего «я». Я совсем не заметил туристической суеты, лавки сувенирщиков тоже не портят это место. Совсем необязательно быть буддистом, чтобы почувствовать энергетику места.
В центре комплекса Боднатх находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений. Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале.
Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.
Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух.
День и ночь движутся люди вокруг Ступы, совершая Kору. Kора – ритуальный обход вокруг какой-либо святыни.
Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами.
Сколько ей лет? Неизвестно, в разных источниках называется возраст от 2,5 тысяч до пятисот.
Тибетские же источники связывают строительство Ступы с захоронением на этом месте реликвий (?) или части праха (?) Будды Кашьяпы, предшественника Гаутамы, также родившегося в Непале.
Одна из самых известных исторических легенд гласит, что Ступа была построена в пятом веке при радже Мандеве, самого известного махараджи из династии Личчхави. Легенда довольно трагическая.
...Однажды на Непал обрушилась небывалая засуха и неурожай. Даже в храме Нарайяна, недалеко от резиденции самого махараджи Бишвадева, где всегда текла вода из золотого крана, поток воды иссяк, а такого раньше никогда не случалось. Ночь провел раджа Бишвадев в молитве в стенах этого храма, и услышал голос, который велел радже сходить к знаменитому астрологу. Астролог сказал радже, что из крана снова пойдет вода, если у источника будет принесен в жертву человек, и не абы какой, а непременно хороший. А хорошим человеком считается такой человек, у которого есть 32 хороших качества. Пока найдешь такого, много времени пройдет, а народ все это время будет страдать. И решил махараджа принести богам в жертву самого себя. Позвал сына своего Мандеву и сказал: "Сын мой, сделай хорошее дело. Сегодня ночью у источника будет лежать злой демон. Возьми свой кхукри, приходи с ним к источнику и отруби демону его злую голову".
Сын так и сделал. Но когда все было кончено, отрубленная голова вдруг прилипла к ладоням Мандевы. Тут из-за облака вышла луна, и в ее свете молодой махараджа увидел, что это голова его собственного отца.
И понял Мандева, что он совершил страшный грех. И от него все отвернулись с презрением – не только люди, но даже каменные змеи на стене храма Нарайян. И пошел тогда Мандева к богине Ваджрайогини за советом. Мудрая богиня сказала, что для искупления грехов Мандева должен построить храм Будде в том месте, куда сядет брошенная ею курица. Курица, брошенная богиней, пролетела 6 километров на восток и села на холме, вблизи самой древней дороги, соединяющей Тибет и Индию. И стал Мандева строить на этом месте храм.
Строили его долгих и тяжелых 12 лет, и все эти годы засуха не уходила из страны. Не было воды даже для раствора, скрепляющего камни. Воду заменяли росой. Расстилали на ночь простыни и разные тряпки по земле, на них оседала роса, а утром их выжимали, получая драгоценную влагу. А еще местные духи досаждали Мандеву. Один из них в образе кабана постоянно появлялся вблизи строительства и за ночь разрушал все, что было сделано – приходилось начинать строительство заново. Люди впадали в отчаяние, но храм строился, хоть и очень медленно, и спустя 12 лет был построен, а в долину Катманду наконец вернулась вода.
И первое имя Ступы было Кхасти, что значит "капля росы".
Этот кадр дает представление о размерах Ступы:
Можно весь вечер наблюдать из кафе на крыше одного из окружающих домов, как вокруг Ступы ходят монахи и зажигаются свечи. Это удивительно красиво, спокойно, мелодично, непринужденно...
Катманду - просто идеальное местно для жанровой фотографии:
Автор: Alex Cheban. Источник: Путешествие к себе. Ом Мани Падме Хум. Вокруг самой большой ступы в Катманду.