Судя по предыдущей риторике, а именно «в ближайшее время», «в ноябре», «через месяц», «в сентябре» и проч., дата далеко не последняя. Хотя бы потому, что не точная. Начало декабря может перерасти и в 28-е, и даже в 32-е число сего месяца – даты, когда, если верить сказкам, впору уже идти за подснежниками. А чё? Ведь стоит же в тестах на профпригодность для налоговиков первым вопрос о том, какой месяц в году является одиннадцатым. Значит, есть сомнения!
Позиция МВФ переменчива, как ветер мая. Представители фонда то топают ногами, требуя проведения налоговой реформы, то заявляют, что сейчас не совсем то время, то (по последним месседжам) опять ее требуют, иначе не будет Украине счастья в виде очередного транша долгов, «которые брали не мы». Кто запутался в тенденциях, тот я и, наверное, другие 46 миллионов населения.
Какие центры влияния на налоговую реформу сегодня существуют? Насчитала их уже четыре.
1. Концепция Минфина «все по 20», пока не формализованная в законопроект, но вроде как обещающая макроэкономическую стабильность с дефицитом бюджета не более 3,7% ВВП, до достижения которого осталось урезать расходы на 60 млрд. грн.
2. Законопроект 3357 о налоговой либерализации от Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики (в народе – «проект Южаниной»), предусматривающий резкое снижение ставок налогов и сборов, улучшение администрирования, но и, увы, риск кассового разрыва в бюджете приблизительно на 200 млрд. грн.
3. Плательщики единого налога, требующие оставить все как есть, не трогать упрощенку, которую в большей-меньшей мере трогают авторы обоих вышеупомянутых центров влияния. На предизбирательном жаргоне эту категорию сограждан можно отнести к приверженцам «протывсиха».
4. Эксперты, ломающие мозги над тем, как все-таки сбалансировать бюджет и снизить его расходную часть в случае принятия законопроекта 3357, и параллельно не забывающие проталкивать в массы элементы своей концепции, представленной бизнес-сообществу еще 20 августа, но так и не рассмотренной Нацсоветом реформ.
С последними разгорелась целая дискуссия.
Ну, во-первых, кто сказал, что законопроект о налоговой либерализации примут? Ему большая поддержка от 115 депутатов разных фракций и групп (за что законопроект уже даже прозвали «ширкой»), но есть и большое сопротивление. Можно не думать о рядовых налогоплательщиках, но сложно игнорировать тот факт, что среди соавторов 3357 нет таких депутатов – членов коалиции, как Оксана Продан (потому что не трогайте упрощенку) и Андрей Журжий (потому что даёшь бруттизацию зарплаты; в переводе платишь сотрудникам больше – заплатишь меньше налогов). Зато в РПЛ поспешили присоединиться к инициативе о снижении налогов, заявив, что проект радикальный.
Во-вторых, предполагаемые недопоступления в бюджет эксперты оценивают в 144 млрд. грн. при применении коэффициента начисления единого социального взноса 0,6; в 225 млрд. грн. – если коэффициент будет равняться 1. Но ведь с 2016 г. понижающий коэффициент ЕСВ 0,6 смогут применять все предприятия без каких-либо условий, и на то есть закон. То есть его отменят или где?
В-третьих, как считают уменьшение расходов? Переведение госзакупок в электронные – плюс 10 млрд. грн. Где-то замминистра экономики Макс Нефедов обозначил 20 млрд. грн. Где – уже никто не помнит, но на всякий случай цифру уменьшили вдвое. Далее: перенесение матответственности по больничному на работодателя (не 5 дней, как сейчас, а вообще). Не популярно. Покажите мне потом работодателя в частном секторе экономики, у которого сотрудники не будут «умирать», работая работу. Отмена овердрафта по системе электронного администрирования НДС принесет 30 млрд. грн. Само понятие овердрафта искарежили, но, тем не менее, около трети плательщиков НДС таким механизмом отсрочки платежей пользуются, и в случае его отмены будет зрада.
Что дальше?
Сценарий первый. Премьер продвинет в раде второй этап налоговой реформы от Минфина. В который раз припугнет дефолтом и продвинет. Народные избранники посмотрят на даты своих билетов в заморские края – и проголосуют. Оттуда, куда они отправятся путешествовать потом, будет легче наблюдать за тем, как гривня «заплывает за буёк».
Сценарий второй: принимается 3357. Интуиция подсказывает, что так не будет…
Сценарий третий: разрабатывается усредненная модель налоговой реформы. Берется лучшее из обеих концепций (например, ставки Минфина, администрирование Комитета), просчитывается экономический эффект и принимается в сессионном зале. Налог на распределенную прибыль – идеальная тема для предприятий, но не для бюджета. Что, если опробовать его сначала в качестве эксперимента в паре-тройке регионов, ведь мы же любим экспериментировать (достаточно вспомнить идею о передаче таможен на аутсорсинг и, опять же, законодательные маневры с ЕСВ)? Да, и стоит подумать об упрощенцах – уверена, «золотую середину» между их желаниями и возможностями законотворцев найти удастся.
Сценарий четвертый: о нем лучше не думать, его лучше не допускать. Это сценарий, по которому Украина остается без реформ, без внешних займов и стимулов к внутреннему развитию. Это путь в никуда.
Все, что нужно сейчас, - сеть и договориться. Как? Не знаю. Обращалась за помощью к астрологии и обнаружила: главные коммуникаторы концепций - замминистра финансов Елена Макеева и глава профильного комитета Рады Нина Южанина - полностью совпадают по гороскопу. То есть диалог предстоит сложный, но он просто необходим, господа субъекты законодательной инициативы. Не забывайте о бухгалтерах, которым ваши нововведения еще просчитать нужно. Не забывайте о директорах фирм и фирмочек, которые хотят прогнозируемости. И всегда помните об «этике солидарности», провозглашенной в 1980-х гг. польским философом Юзефом Тишнером: «Чтобы получился добросовестный диалог, Мы (Я и Ты) должны начать с признаний: "наверное, ты в какой-то степени прав" и "наверное, я не во всем прав". Таким образом мы приближаемся друг к другу, так как каждый из нас готов личную правду другого сделать частью своей правды».
На заметку реформаторам, в общем.
Ольга ГЕРМАНОВА