Первое, и самое главное – люди. Около 4 миллионов человек проживает в непосредственной близости от военных действий, по обе стороны от линии соприкосновения. Половина из них, около 2 миллионов человек, относятся к наименее социально защищенным категориям – это пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери. Более одного миллиона человек за эти 500 дней получили нашу помощь от Гуманитарного штаба Рината Ахметова. Из них 500 тысяч человек получают эту помощь регулярно, каждый месяц.
Второе, еще более главное – дети. Обязательно отдельно. Ведь именно дети стали самыми главными заложниками ситуации, главными пострадавшими в непрекращающейся войне. По данным социологического исследования, проведенного КМИС по заказу Штаба, почти половина детей на Донбассе страдают психологическими заболеваниями и нуждаются в психологической помощи. Эти результаты исследования подтверждают и наши психологи. Из 50 тысяч детей, которым была оказана помощь, более 50% имеют признаки психологической травматизации и более 25% испытывают сильнейшее посттравматическое стрессовое расстройство. Значит, негативные последствия войны будут сказываться на детях еще много лет вперед.
Третье – это время. Более 600 дней уже прошло с начала военных действий. Более 500 дней Гуманитарный штаб Рината Ахметова помогает попавшим в беду людям. Более 300 дней прошло со дня подписания Вторых Минских соглашений, определивших план мирного урегулирования. Тем не менее, военные действия, пусть и периодические, все еще продолжаются, а процесс мирного урегулирования практически не сдвинулся с мертвой точки.
Четвертое – это настроения и надежды людей. Исследование КМИС показало, что абсолютное большинство, почти 95%, жителей Донбасса категорически отказываются уезжать из родных мест. Еще оно показало, что люди научились и привыкли терпеть. Две трети, 67%, выразили свою позицию тревожными словами "жить очень трудно, но можно терпеть". Но еще более тревожной является потеря у них надежды и веры в завтрашний день. На прогресс в мирном урегулировании в ближайшем году надеется в два раза меньше людей по сравнению с декабрем 2014 и июнем 2015 года.
Наконец, пятое – мир. Не война, а именно мир. Это огромный вопрос ко всем, от кого зависит мирное урегулирование. Четыре миллиона людей в зоне военных действий или рядом с ней. Полтора миллиона переселенцев, которые практически никак социально не защищены. Четкое понимание того, что эти люди никуда не поедут, нигде не спасутся. Потеря этими людьми веры и надежды в будущее. 50% детей с посттравматическим психологическим расстройством различной степени тяжести. План мирного урегулирования, при всех своих плюсах и минусах согласованный и подписанный всеми сторонами более 300 дней назад. Что еще надо для того, чтобы начать действовать, а не объяснять, кто виноват и почему действовать невозможно. Чтобы понять, что важнее этих миллионов человеческих жизней и сотен тысяч детских судеб ничего и никого нет.