Президент из года в год планирует на зарубежные поездки где-то по 21-29 млн грн в год. В среднем один зарубежный визит обходится в миллион бюджетных, естественно, денег. Это если судить по 2011 году. Результативность тоже – так себе. С Бараком Обамой, конечно, нужно было сфотографироваться на память.
Или походить по Давосским коридорам, поприсутствовать при подписании договора Юзовско-Шелловского.
Еще года два назад журналисты посчитали, что у нашего гаранта почетное третье место в мире по затратам. Больше тратят на президента только в России и США. Но то – их дело, а это – наше. Не жалко было бы, если б оно отрабатывалось. Аукалось бы как-то.
Короче, не буду снова перечислять вертолеты, самолеты, охотничьи домики и прочие Межигорья. Просто если сравнить степень мирового влияния нашего сердешного и – даже не Обаму с Путиным – а, к примеру, предыдущего президента Финляндии Тарьи Халонен, то на государственные визиты по Финляндии и за рубежом, а также прочие съезды в 2012 году было выделено 2,9 млн евро – столько же у нашего гаранта только на зарубежные поездки. Понятно, что финны гордятся, когда в рейсовом самолете Нью Йорк – Хельсинки летят вместе со своим президентом и его спутниками в количестве 6 человек. И обедали они, как писали очевидцы «из общего котла».
А что король Норвегии летает эконом-классом, или Английская королева ездит поездом – это не в счет. То – королевские дела.
В Интернете можно найти кучу фоток с мэром Лондона, который на велике на работу катит, или Нью-Йоркским «городским головой», который в подземке, с газеткой…
То – тоже ихние прибамбасы. Популизм. У нас – в булочную на такси принято было еще со времен комедий Гайдая… А почему тогда тренер Манчестер-Сити Роберто Мауриньо, несмотря на титулы, популярность, статус – ездит по делам на метро?
Тоже в метро, только в Нью-йоркском, позволил себя сфоткать– один из учредителей Google и один из самых влиятельных людей в мире, 11 в списке богатейших американцев – Сергей Брин.
Ну, то опять же они сами решают, как передвигаться. Но министра транспорта Британии Саймона Бернса заставили добираться на работу в электричке. Он-то обычно ездил на машине с шофером из Эссекса в Вестминстер – это обходилось бюджету в 80 тыс фунтов в год. Потом его угораздило в связи с кризисом поднять тарифы на железнодорожный транспорт. Британцы обиделись и потребовали, чтобы министр тоже ездил в поезде, как все. Бернс подчинился – теперь в 5.58 утра его можно застать на платформе. 36 минут поездки, и самый дешевый билет чуть больше 14 фунтов. Если мест нет – стоит министр как миленький.
Они что из другого теста? Может расовые различия, прошу прощения?
Ну, не понимаю, почему Ангела Меркель, один из самых влиятельных политиков, хоть и не президент, а генеральный канцлер, живет в Берлине по улице Am Kupfergraben, дом 6, на четвертом этаже многоквартирного дома. А ее предшественника Герхарда Шредера вполне устраивала служебная квартира площадью в 200 квадратов.
В общем, несложно представить, что было бы, если бы Шредер или Меркель решили купить себе яхту или построить «небольшой «Охотничий домик». Потому что, к примеру, президент Германии Кристиан Вульф год назад подал в отставку в связи со скандалом вокруг всего на всего льготного кредита (!) для покупки скромного по нашим масштабам дома.
Может дело в образовании?
Скажем, госсекретарь США Джон Керри закончил колледж в Щвейцарии и Йельский университет. Президент Либерии Элен Джонсон-Серлиф – выпускница Гарварда. Возможно поэтому Либерия в рейтинге Forbes лучших стран для ведения бизнеса, находится чуть выше Украины. Если не принимать во внимание, тот факт, что Либерия имеет не два десятка лет независимости, а всего 9, да и то после полутора десятков лет гражданской войны. И доход на душу населения у нее сейчас 240 долларов – в 13 раз меньше, чем в Украине…
Давайте поговорим об Африке, с которой нас все проще сравнивать.
Пошурудим в Интернете.
Президент Сьерра-Леоне – Эрнест Бай Корома руководит страной, в которой пять лет назад была гражданская война. И вот привлекает внимание такой смешной показатель – сколько должен потратить предприниматель, чтобы заплатить налоги. Так в Сьерра-Леоне – 357 часов в год, а в Украине после всех улучшений 491 час.
Руанда за четыре года снизила уровень коррупции до уровня европейских стран и поднялась в рейтинге со 101 на 50 место. Украина за это время сползла со 134 на 144.
Президент Кении Мваи Кибаки закончил колледж в Уганде и Лондонскую школу экономики – теперь о Кении говорят как о региональном хабе по развитию Интернет-технологий, вводится электронное правительство! Врубаетесь, в Кении! Это – к югу от Сахары. Население там, почитай как в Украине без малого 42 миллиона жителей, и площадь сравнимая. Только доход на душу почти в четыре раза меньше. И к тому же – экватор рядом и сомалийские пираты под боком. Да и язык у них – не украинский, русский и суржик, а суахили и английский.
Если возьмем Гану, которая в рейтинге Doing Business на 74 позиции выше Украины, так там ввели электронный документооборот на таможне.
Рассказать где мы, и где Гана?
С кем бы еще сравнить? Естественно с Гондурасом: у Украины – 137, у него, родимого, бизнес-рейтинг 2013 года – 125, несмотря на кризис, государственный военный переворот и массовые беспорядки 2009 года. Кстати президент Гондураса Порфирио Лобо по неподтвержденным данным окончил университет Дружбы народов и Университет Майами в США.
Так что может, конечно, дело в образовании, или названии, или в широте души, или языке, или в отсутствие контроля и благоприобретенном пофигизме. Или, все таки, у наших просто совести нет.