Трудно быть Богом, Виктор Федорович?

Кто бы мог подумать, что роман Братьев Стругацких, написанный ровно 50 лет назад сегодня будет являться практически синопсисом происходящего в стране. Ни в коем случае не по сюжету – сюжеты у нас наши, украинские. Стругацкие, кажется, писали тогда со стопроцентным знанием дна серых душ властьдержащих украинских чинуш.

Фото: EPA/UPG

«Ничего нельзя приобрести, не утратив, — мы бесконечно сильнее в нашем царстве добра и бесконечно слабее в царстве зла…»

Меня недавно заинтересовало, а почему у нас в парламенте и в правительстве так мало интеллектуалов, ярких харизматичных личностей и вообще, интересных людей? Ведь дело же не только в том, что во власти последние годы находится слишком выгодно для бизнеса, чтобы пускать туда еще кого-бы то ни было. Если задуматься немного глубже, проблема выходит за рамки чисто финансовых интересов. Моль летит на свет, пчелы липнут к меду, зло тянется к злу. Все закономерно.

Вопрос экономический - на самом деле - вопрос второго плана. Этим депутатам и чиновникам госаппарата одиноко друг без друга. Многие из них не могут себя вычеркнуть из социума. У них банально есть дети, жены, немолодые родители. Когда они находятся не в министерствах, не в Верховной Раде, а рядом со своими родными и близкими это просто давит на их остатки души. Переводя на простой язык – им легче в окружении себе подобных прощать друг другу то, какие они есть. Они могли бы, как во многих странах, готовить профессиональных лоббистов, платить пиарщикам и бизнес-консультантам, заниматься своим бизнесом но вместо этого, они идут расстегивать пуговицы дорогих пиджаков в одно место.

Для нас они делятся по цветам, для нас они придумывают красивые лозунги, для нас они делают вид, что работают в своих дорогих кабинетах. Но на самом деле, эти злые и несчастливые люди создают свое собственное поле связей друг с другом. Для себя. Для того, чтобы их мир продолжал существовать. И сосед слева, сбив на переходе пешехода, самим своим существованьем оправдывает собственный поступок – вырубку карпатского заповедного векового леса без права на восстановление.

Им некомфортно и неуютно с хорошими людьми. Так же как и хорошим людям крайне некомфортно находится среди них. Поэтому их большинство чем «большинствее», тем крепче. И мы живем по этим законам, друг с другом на одной планете. С небольшой только разницей – мы боимся потерять в своем большинстве толерантность и благоразумие, спокойствие и выдержку. А они боятся потерять свое большинство. Существуя рядом с ними, мы уже очень хорошо выучили эту простую аксиому: «мы бесконечно сильнее в нашем царстве добра и бесконечно слабее в их царстве зла». Поэтому, скорее всего, в их царство даже не нужно пробовать ходить – пусть они теряют свою силу, находясь среди нас.

«Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные»

События 2004 года и то, что было потом, очень сильно подорвали у всех нас веру в хорошее. Веру в то, что что-то может измениться в этой стране даже с такими благими намерениями, какие были у десятков тысяч людей в 2004. Не сомневаюсь, что власти и не старались сильно раздуть масштаб этого разочарования. Сила разочарования велика и разрушительна, и заразительна. А знаете, что самое страшное в ней? Разочарованные люди очень похожи друг на друга. Похожи не по хорошему.

Они, в какой-то степени, обезличиваются в своем разочаровании. И это как раз и есть самое страшное. Обиженные, разозленные, расстроенные, негодующие – они все разные, потому что проявляют свои эмоции каждый по своему. Разочарованные – такие похожие, такие… серые. Было очень грустно наблюдать, как толпа оранжевых людей за несколько лет превратилась в толпу серых. И результат не заставил себя ждать – там, где восторжествовала серость, к власти пришли черные.

Мы, такие разочарованные в политике киевляне одним утром проснулись с полусумасшедшим мэром-космонавтом… Я лично не пошел в тот раз на выборы!.. Ох, как я потом жалел… Мы, такие разочарованные в политике украинцы проснулись однажды с Партией Регионов на шее. Я голосовал в этот, голосовал за какую-то из демократических партий. Но делал это практически по инерции, не стараясь донести своих мыслей и позиций до своего окружения. Я разочаровался, как и многие другие… Я пропустил тот момент, когда мое разочарование покрасило меня в серый цвет. Я пропустил хук справа, песок в глаза, подножку на ступеньках…

«Счастлив тот, кто думает о других»

Я не знаю никого из окружения Виктора Федоровича и самого нашего гаранта лично. Слава Богу. Но, конечно, как и все граждане, я себе рисую его портрет. Портрет действующего президента той страны, в которой я живу. Так какой же он? Многие говорят, что он считает себя царем. Некоторые говорят об этом на бандитский манер – мол, он считает себя Батей, который заботится об эдаких заблудших овцах просто самим своим существованием. Но, как мне кажется, он считает себя немного большим. Он считает себя неким наместником Бога, а возможно, и его воплощением на земле. Он может карать одним лишь взглядом, его самое грозное оружие страх, а самая большая его благость – приобщение к его приходу, к Семье. Но каким бы ни был прототип – это очень трудно. У Бога, кроме атрибутов силы и власти, есть еще очень многое, о чем не дано знать Виктору Федоровичу. Бог нас любит, заботится о нас, все видит и все слышит… Тяжела ноша, особенно тяжела, когда не собираешься ее нести…

А еще, мне кажется, что он очень одинокий и несчастный человек. Это не про жалость к нему – ни в коем случае. Это про объяснения его поступков. Как, зачем и почему он делает так плохо своему собственному народу. Делает плохо, заставляет народ от этого кричать и не слышит его в ответ! Безусловно, здесь невозможно не вспомнить слова Стругацких «Счастлив тот, кто думает о других».

В одном из своих романов Стругацкие ввели термин «прогрессоры», который прижился во всей мировой фантастической литературе. Этот термин обозначает представителей высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком уровне общественного развития. Мне кажется, что какой-то злой гений у нас в Украине придумал «регрессоров» из Донецка, которые действуют с точностью до наоборот. Наши «регрессоры», выходцы из донецкой братвы, расползлись по всей Украине, просочившись в милицию, прокуратуру, суды и своими коллективными действиями втянули страну в чудовищный коллапс.

Но, как показал Евромайдан, в нашей стране живет много прекрасных, талантливых и умных людей. Людей, для которых книжки будут дочитаны и выводы сделаны. Людей, для которых искра света за одно мгновение сожжет серую труху совка на их душах.

У нас есть свои доны Рэбы, и все знают как их зовут. У нас есть свои Руматы, просто они еще не названы по именам. Я только молюсь, чтобы судьба нашла своих героев немного по-другому. Что бы ничто не заставило Румату с мечом наголо идти по трупам. Потому что это может произойти. Произойти не из-за дешевых провокаций, а из-за судьбоносных злых поступков власти.

И молюсь, чтобы каким-нибудь ближайшим утром у зеркала в одной из своих спален одинокий, несчастный и злой хозяин Межигорья, задавая себе тот же вопрос: «Трудно быть Богом, Виктор Федорович?», услышал бы в ответ «Попробуй остаться человеком, Витенька». Ведь Тот, кому не трудно, Тот кто просто есть любит даже Януковича.

Денис Блощинский Денис Блощинский , глава правления Фундации социальных инноваций “Из страны в Украину”
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram