Конечно, можно было бы и поскромнее, но организаторы игнорируют любые правила и делают так как считают нужным. Именно поэтому фестиваль и скандальный.
Публика здесь разношерстная, местами даже слишком. Одни приходят чтобы увидеть искусство, другие чтобы развлечься, а третьи вообще — чтобы сытно поесть.
Кроме того, фестиваль нажил себе неординарную славу благодаря локациям, в которых он проходит.
Еще ни разу он не проходил в комфортных для посетителей условиях.
Каждый раз — это или заброшенные заводы или забытые богом ангары.
Похоже организаторы и не ищут для своего детища уютных пространств.
Этот год не стал исключением — местом встречи стали цеха бывшего шелкового комбината ныне Арт-завод «Платформа». Однако это еще не худший выбор, потому что в 2013-14 годах фестиваль проходил в заводских строениях ЕМЗа недалеко от ст метро Выдубичи.
Но отсутствие привычного для spa-салонов интерьера — это не единственная традиционная претензия к организаторам.
Наибольшее возмущение вызывает то, что фестиваль разрушает существующие представления о том, как должно быть представлено визуальное искусство, театр, музыка, фешен.
И действительно весь объем информации и впечатлений который сваливается здесь на зрителя — часто не по плечу даже опытным арт-критикам.
Пересмотреть и переслушать все мероприятия в рамках Гогольфеста — это поистине адский труд, даже для закаленного культуролога.
Тем не менее Влад Троицкий — директор фестиваля, похоже никому здесь не старается создать тепличных условий.
И как ни странно, это не сказывается на количестве посетителей.
Несмотря на риск разочароваться в искусстве и потратить 80 грн на ветер — желающих вкусить фестивальный балаган не становится меньше.
В этом году он получился по истине звездным, даже если ограничится музыкальными коллективами, в рамках фестиваля выступили: Бумбокс, Sunsay, Bahroma, хотя не меньший ажиотаж вызывали выступления, daKooka, Один в Каное, Black Maloka, Ее и др.
К всеобщему изумлению музыканты заправляли и в сфере визуального искусства. Так сумская панк-група «Хамерман знищує віруси» выступила в роли кураторской панели к проекту «2036: Продажне мистецтво».
Девизом проекта стало: «Продавайся з нами, продавайся як ми, продавайся краще за нас!»
Все это звучит как неконтролируемая перверсия для тех арт-критиков, которые усердно борются за личную гигиену в контексте современного искусства.
Хотя именно поэтому девиз так и цепляет.
Трудно конечно судить какими были подлинные намерения кураторов проекта, но даже если есть все основания считать проект провальным, — у него все таки есть плюсы, — он был провокационным не столько для зрителей, сколько для самих художников. Проект намерено переступает грани существующие на рынке искусства. Грани, которые определяют разницу в цене и ценности того или иного произведения, и в то же время создают барьеры в коммуникации между людьми.
Но судя по тому, что никто из известных художников всерьез не воспринял весь этот балаган как удар по собственному самолюбию — рынок искусства пока Украине не грозит.
Зато у большинства художников хватило самоиронии чтобы не считать этот проект великим событием в своей жизни и поводом чтобы срочно спасать свою репутацию.
Это как раз одна из особенностей Гогольфеста — он абсолютно бесполезен для символического капитала. То есть, он совершенно не помогает в том чтобы искусство продавалось лучше, а художники получали гранты от западных институций.
И судя по тому, что особой популярности тут не имели даже постеры с работами украинских художников, — проект подтвердил свою концептуальную чистоту и непорочность.
Вообще визуальная програма фестиваля напоминала известное произведение Эриха Фромма «Иметь или быть».
И если проект «Хаммерманов» был ориентирован на «имение» (или обладание) современного искусства то проект Burn Babylon от Bereznitskiy Aestetics —ближе к фроммовскому «Быть», ведь на этом проекте по истине — стоило быть.
И не только, потому что в нем, к примеру, были работы известного харьковского фотохудожника Бориса Михайлова.
Но и потому что кураторы проекта — Евгений Березницкий и Мария Вторушина создали структурированный проект с привлечением художников как из Украины, так и Польши Швейцарии Америки, Франции был тут и нашумевший антивоенный проект российской группы AES+F.
Некоторые посетители выставки даже сразу не сориентировались в пространстве, потому что оно разбито на секторы со странными названиями: Футурокульт, Рабовладельческий социализм, Ортодоксальный Queer и Тотальная война.
Но это всего лишь структурный элемент проекта.
По мнению кураторов эти концепты обобщают основные общественные идеалы между которыми идет жестокая борьба вплоть до мировых войн.
Можно было назвать все проще, например: Коммунизм, Капитализм, Фундаментализм и тд.
Но эти понятия давно превратились в клише, первоначальный смысл которых для большинства уже утерян. Кроме того речь здесь идет не только о политике.
Проект о том, что все общественные идеалы по своему не совершенны.
Не придумали пока идеологий, способных избавить мир даже от социальной дискриминации. Поэтому нет смысла фанатично доверять ни одной из них.
Намного больше пользы может быть, если люди будут развивать не только идеологии, но и свое аналитическое мышление, — иначе есть все шансы проморгать момент когда начинается крен в сторону деградации.
В этом смысле современные художники часто доводят идеи до абсурда или предлагает посмотреть на реальность как на глобальную антиутопию.
Дети, 3D графика, оружие, баллистические ракеты и живописные пейзажи —все это совмещено в одной анимации AES+F, но выглядит она не как боевик, а как ожившая фото сессия для гламурной фешн-индустрии.
Насилие может приходить в неокрепшее сознание в виде игры, но будет ли у нее счастливый финал?
И проблема совсем не в детях, подобные игры в культ войны проводятся и со взрослым населением.
Дополняет тему детских игр и невинной жестокости digital art Юлии Беляевой.
В различных аспектах тема войны, а так же исторической памяти и дискриминации представлены в видео-проектах Андрея Сигунцова и Даниила Галкина.
Продолжает антиутопический контекст Юрий Сивирин. Его бронированные объекты словно имеют военное назначение, но не понятно против кого или чего? Самым ярким, в прямом смысле слова, объектом в проекте может по праву считаться «Монумент» из ламп швейцарских художников Силвано Бауманна и Флорин Леони.
Извечную борьбу за светлое будущее против темного прошлого выявляют ограненные безработными шахтерами угли Лукаша Суровца.
Достаточно откровенный по смыслу и форме проект Адамины Шнайдер. Бараньи головы и ночные рубашки в крови раскрывают тему домашнего насилия, у которого нет ни религии ни политического мировоззрения. Оно способно захлестнуть практически кого угодно и высокие идеалы здесь не оправдание.
Не меньше завязаны на мистике, например: «Руны» Натальи Коротяевой или гирлянды с ретро-фотографиями Дмитрия Кавсана, а так же навеянный алхимической символикой объект Сергея Панасенко.
Совершенно своё индивидуальное отношение к времени демонстрирует Борис Михайлов.
В отличие от тех, кто возводит прошлое в идеал, он скорее ищет в нем несовершенства, которые помогают реалистичнее видеть его особенность.
Перед зрительским взором раскрывается то, как раньше происходил процесс создания фотопортретов, например, для доски почета, стенгазеты или фотоальбома. Добровольцы участвующие в этой фотосъемке одеты в лучших традициях «застоя», есть тут даже ряженый Брежнев.
В этих фотографиях стирается не только грань между реальностью и розыгрышем, но и между настоящим и прошлым.
Несмотря на то, что созданы они в в основном 4-5 лет назад — они очень точно передают весь тот убогий трагикомизм, которым была наполнена советская корпоративная жизнь.
Проект «Burn, Babylon» неоднозначный и сложный — он не сводим к одному знаменателю.
В него можно углубляться, анализировать и изобретать свой вербальный способ прочтения представленных работ.
Другой вопрос, — насколько интересно это занятие посетителям Гогольфеста, включая и пролетевших мимо проекта арт-критиков.
Им часто интереснее писать про ярмарки и борщ, даже если это разоблачительная статья.
Главная ошибка Влада Троицкого, по бытующему среди них мнению, что он, как главный здесь менеджер, создает слишком много соблазнов для посетителей фестиваля.
Слишком много отвлекающих факторов, которые никак не дают им сконцентрироваться на восприятии искусства.
Из личного опыта могу сказать, что не только на фестивалях, но и в крупнейших музеях искусств обязательно есть сектор для простых человеческих радостей, в том числе и место для книжного магазина и сувениров. Даже — в пресловутом Лондонском Tate Modern.
Возможно это не делает ему славы в глазах отдельных киевских арт-критиков, но вопрос — почему эти сувенирные лавки остаются для них самым важным событием на Гогольфесте — остается по прежнему не разрешенным.