Например, Канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая с немецкой экономикой вообщем-то являются основным драйвером всего того, что происходит в еврозоне с экономической точки зрения, не может не обращать внимание на те печальные макроэкономические данные Германии и других стран Евросоюза. Теперь эту проблему в ЕС может решить только одна организация – это Европейский Центробанк. Поэтому ЕЦБ принял решение запустить программу количественного смягчения на 60 млрд. евро в месяц с марта 2015 года. Об этом заявил глава ЕЦБ Марио Драги 22 января текущего года, и данная Программа продлится до сентября 2016 года. При этом общий объем Программы ЕЦБ по выкупу активов за 18 месяцев составит 1,08 трлн. евро!
Всё это говорит о том, что впереди экономику стран ЕС ждут серьезные проблемы. Отсюда и резкие изменения позиций руководства Евросоюза. И, к сожалению, пока ситуация в еврозоне развивается по далеко не лучшему сценарию. Продолжают снижаться в Германии показатели предпринимательской уверенности, плюс сильным риском для экономики ЕС может стать увеличивающаяся угроза дефолта банковской системы ряда периферийных стран.
И этот негативный процесс будет продолжаться по худшему сценарию. Да и мы еще только в самом начале, к сожалению, в самом начале того, что сейчас происходит в экономике Украины. Официальный курс нашей национальной валюты по отношению к доллару США достиг нового рекордного минимума. К сегодняшнему дню курс гривны с начала года обрушился сразу на 35%. Международные резервы Украины обвалились почти на 15%, и на 1 февраля 2015 года их объем составил 6,420 млрд. долларов США в эквиваленте. И у нас даже нет стабилизационного фонда, как в Евросоюзе. А, собственно, чем его наполнять?! К тому же и Европа нам также не сможет помочь, локомотив ее экономики – Германия уже на пороге рецессии.
Министр финансов Германии В. Шойбле, кстати, уже призвал лидеров европейских государств продолжать проводить структурные реформы для стимулирования роста экономики. Более того, Канцлер ФРГ Ангела Меркель недавно исключила возможность нового списания долгов Греции, принципиально подчеркнув: «Частные инвесторы уже добровольно отказались от части своих кредитов, банки уже списали Греции миллиарды. Я не вижу возможности для нового списания долгов». А за финансовой помощью в очереди стоят еще Испания, Португалия, Италия, Ирландия и т.д. И денег всем, конечно, не хватит. Никто уже не сможет вытащить всех должников.
А что же у нас в Украине? Судьба наша печальна, впереди нас ждут более серьезные потрясения. Еще и потому, что нынешний структурный кризис в Украине привел к серьезному кризису госуправления, модели государства, а действующие институты уже не справляются с новой ситуацией в стране. То есть мы находимся в начале большой оборонительной битвы за государство Украина. Плюс в конце февраля – начале марта нас ожидают большие выплаты, которые наши финансовые власти не смогут осуществить без внешней финансовой помощи. А такая срочная поддержка нам необходима в размере не менее 16 млрд. долл. США. Словом, снова одна только надежда на МВФ, однако, переговоры с Фондом как-то слишком затянулись.
Сейчас мы видим, что министры-иностранцы финансово-экономического блока не справляются со своими задачами по покрытию дефицита бюджета, сокращению государственного долга и улучшению макроэкономических показателей. Более того, и с их участием в работе Кабмина А.Яценюка международные институты не торопятся предоставлять нашей стране кредитные средства. Да, МВФ пообещал нам до 2016 года перевести 17 млрд. долл. США, но пока перечислил несколькими траншами около $4,5 миллиардов. Еще $3 млрд., которые мы ждали в декабре 2014 года, Фонд так до сих пор не перечислил. Видимо, МВФ ждет, когда Украина выполнит все его жесткие требования.
И вот в этих условиях известный инвестор Джордж Сорос с завидным упорством продолжает настаивать на том, что ежегодно в украинскую экономику надо заливать около 50 млрд. долл. США. Только тогда наша страна сможет эффективно развиваться с параллельным укреплением гривны. Однако, на Западе его пока не слышат. Или не хотят слышать американского миллиардера? Это горькая правда. И хвалиться здесь нечем.