Всё, что сейчас объединяет украинское общество, бизнес и государство, - ежедневная борьба с последним за то, в чем оно не компетентно. Более того, если государство само по себе - заложник собственных ущербных механизмов, тянущих экономику ко дну, то и диспропорцию результатов своих действий выровнять не в состоянии никакими притянутыми за уши решениями.
Беспроигрышный алгоритм выхода и из карантина, и из кризиса, безусловно, никому не известен. Но дело в том, что проблемы у нас начались задолго до появления коронакризиса. Просто сейчас все неработающие инструменты реабилитации экономики и предпринимательского ландшафта оказались на виду даже у тех, кто ориентировал свою бизнес-модель на кооперацию и взаимовыгодное партнерство с ключевыми госинститутами. Притом подобное мышление свойственно как крупным производителям, так и небольшим, и это как бы нормально – нас не просят, мы сами хотим. Тем более, в такие сложные времена. Однако, Украина не в числе стран, где ориентир на получение прогресса формируется на внутренних возможностях государства при наличии всех имеющихся на то ресурсов.
Глобально, в свете актуальных событий, нам нужно усвоить лишь одно: производить и продавать, чтобы выжить, есть смысл только туда, где действительно готовы за это платить, потому что знают цену рентабельности и потребительскому спросу, особенно в условиях кризиса. Ориентир на экспорт продукта и капитала для украинского бизнеса сегодня – единственный оптимальный путь переориентации бизнес-модели и реализации интеллектуальной, технической или сырьевой базы, бездумно замещаемой дешевым импортом.
1. Экспорт интеллектуального капитала
На самом деле тренд, который переломил часть негативных тенденций в украинском экспорте, заставив рассматривать нас не только исключительно как поставщиков сырья, закрепился еще несколько лет назад. За это время психологически созрели те, кто не хотел пробивать «железный занавес» на внутреннем рынке и смог пробиться на западный со своим готовым оригинальным продуктом. Но до засилия пандемии и экономического коллапса конкурентоспособность этого продукта должна была превосходить все ожидания и создателя, и заказчика. А вот по факту выхода из карантина сверхспособности в ближайшей перспективе никому не понадобятся: востребован будет сам продукт в количественном факторе и те, кто в состоянии его создать. Уже сегодня соответствующий запрос есть, и он растет.
Мы не можем заставить в своем большинстве украинского потребителя мыслить прогрессивно, а государство - перестать игнорировать производителя интеллекта для спасения экономики. Но мы можем продать его вместе с идеей или уже готовым продуктом западной компании для спасения себя. Рынок развитых цивилизаций устроен таким образом, что даже на аутсорсе они создадут все условия для процветания наемных сотрудников, а самозанятость и вовсе поощряют и культивируют любыми доступными способами – в целях оптимизации экономических ресурсов.
2. Экспорт человеческого капитала
На сегодняшний день более 40% украинцев оказались без денег, притом лишь малая часть из них – по причине финансово-денежной неграмотности, которая, будем объективны, присуща не только нашим людям. Большинство граждан попросту стали заложниками уверенности в том, что власти хотят и способны им помочь, а по факту мы получили более 400 тысяч зарегистрированных безработных и еще более 2 млн. «скрытых». Что с ними делать? На Западе эта проблема тоже есть, но там понимают, что всех отчаявшихся на пособиях не продержишь, а все МСП дотациями и кредитами не спасешь. Экономически выгоднее спасать крупные предприятия в ключевых отраслях, где задействовано большое количество занятых.
То есть, сохранить жизнедеятельность бизнеса, помочь людям заработать себе на жизнь самостоятельно и не обесценить внутренние ресурсы – реально. Просто украинскому правительству лучше зашел сценарий, в соответствии с которым можно показательно ущемлять, например, тех, кто без преувеличения способен прокормить и себя, и свою страну, и пол мира, - фермеров.
Выход, впрочем, есть и он сейчас один: пока миллионы украинских заробитчан еще не вымерли как класс, а мировой спрос как никогда велик, - повода для раздумий у них не должно быть: ехать без зазрения совести, чтобы прокормить себя и семью.
3. Экспорт производственных ресурсов и возможностей
С этим сложнее, да. По сути, выход на высококонкурентные западные рынки даже с критически востребованной продукцией сейчас закрыт. Но, если в условиях тотального кризиса государство игнорирует возможность и желание отечественных производителей честно зарабатывать деньги и платить налоги, то это не повод продолжать навязывать свои услуги. Именно сложившаяся сегодня ситуация является уникальным шансом перестроить свое восприятие, ориентиры и бизнес-модель на экспорт, потому что здесь большинство играет хорошо если в ноль. А теперь по пунктам для четкости понимания грядущих перспектив:
· В условиях пандемии и экономического коллапса первое, что должно было сделать государство, помимо введения карантина, - выступить генеральным заказчиком каждой необходимой услуги или продукта по всем важным стратегическим направлениям: здравоохранение, продовольственные потребности, промышленность, инженерные технологии и инфраструктура, агросектор, техподдержка онлайн-образования детей и удаленной работы их родителей.
· Практика, когда украинская компания хочет и может что-то производить, а ее игнорируют или предлагают разместить заказы в любой другой стране во время кризиса – абсурдна, если не покрыт спрос внутри страны-производителя, а люди не заняты делом.
· Точечные западные инвестиции в ближайшее время никому не светят, так как у всех свои внутренние финансовые проблемы. А рассчитывать на то, что выделенные Евросообществом 80 млн. евро на помощь бизнесу до него дойдут, когда деньги по распределению попадут в руки местных властей, как минимум, глупо.
Будем реалистами: если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов соответствует нынешним украинским реалиям, то именно сейчас у каждого есть возможность поменять правила игры для собственного выживания. Границы еще какое-то время будут закрыты для людей, но не для товаров и капитала. На каждом этапе хаоса есть переломный момент, когда нужно спокойно оценить ситуацию и пойти по пути, альтернативному тому, к которому нас склоняют для поддержания этого хаоса.