Cемь шагов для спасения страны

В последние две-три недели украинский политикум приблизился к грани, за которой разум подменяют инстинкты политического выживания. Ключевые решения, в первую очередь в бюджетно-налоговой сфере, не учитывают мнение общества и реальной ситуации в стране. Еще шаг – и власть окажется на другой планете, полностью оторванной от народа. А это – билет в один конец не только для правящей элиты, но и для государства.

Чтобы упредить самый опасный сценарий развития страны, нужно прекратить демагогию и вернуться к диалогу с обществом. В первую очередь – с наиболее активной его частью: бизнесом и общественными организациями. Люди ждут от власти стратегических экономических решений, учитывающих интересы общества, вместо боев без правил. Эти решения необходимо предусмотреть как в бюджете-2016, так в целом в экономической стратегии. Национальная экономика – в реанимации и требует четких, осмысленных действий. В бюджетном процессе я не вижу последовательности и понимания правительством всей сложности ситуации. Хотя десяток ключевых решений, которые изменят страну уже через 5-6 месяцев, – очевидны для профессионалов.

Фото: Макс Требухов

Налоговая реформа, рост производства, поддержка бизнеса

В 2016-м промышленность и агросектор ожидает хронический дефицит бюджетных средств. В правительстве это понимают и уже настроены на налоговую и финансовую мобилизацию бизнеса. Суть ее – в попытках перенести в Украину наиболее жесткие механизмы и принципы финансовой политики ЕС. Хотя слепое копирование европейских механизмов, без привязки к существующим особенностям, бесполезно и губительно.

Главный риск – невозможность роста экономики при показателе выше 40% ВВП. Средний фискальный процент к ВВП в Украине превышает 48%. Экономика падает и уходит в тень. Не выдерживает малый бизнес, где значительно сокращается количество предприятий. За ним пошатнулись средние и крупные игроки. Они уходят в "теневую" гавань, где собрано более 50% экономики. А это – удар по сектору занятости, формированию ВВП и бюджетным отчислениям.

Ключевой критерий, определяющий успешность налогово-бюджетной концепции, – стимулирование производственных отраслей, поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, невмешательство в дела крупного.

Что же предпринять в первую очередь. Во-первых, уменьшить суммарные налоги на фонд зарплаты. В 2016-м – около 30-35% на каждую гривну зарплаты, а с 2017 – меньше 30%. В дальнейшем, с 2018 – до 20%. Во-вторых, зарплаты облагать налогом‎ по прогрессивной шкале по принципу: кто больше зарабатывает – тот больше платит. В-третьих, платить налог на прибыль только при выплате дивидендов или распределении прибыли. Если прибыль используется как капитальные инвестиции или финансирование оборотных средств, налога быть не должно. Это будет правильным сигналом рынку и инвесторам. Ставку налога на дивиденды физических лиц оставить на текущем уровне – 5%.

Важно принять в новом Налоговом кодексе рекомендованные профильным парламентским комитетом шаги по упрощению администрирования налогов. Необходимо прекратить дискриминацию АПК и предусмотреть автоматическое возмещение аграриям экспортного НДС. Только за счет этого можно инвестировать в агросектор 1,5 млрд долларов. Нужно в 2016-м снизить до 5 млн гривен верхнюю грань по 3-й группе для предприятий – плательщиков единого налога, а впоследствии – до 3 млн.

Выжечь коррупцию, разумно использовать донорские программы

Важнейшая задача в коммуникации с международными организациями и странами – закрыть контрабанду, "серые" схемы на таможне, схемы, позволяющие уходить от налогов. Через "налоговые ямы", "площадки" и конвертационные центры сотни миллиардов ежегодно проходят мимо кассы страны. Необходимо сделать прозрачной систему госзакупок. Различные схемы стоят бюджету около 80-100 млр/грн в год.

Нужно изменить философию международных донорских программ. Международные займы являются для правительства основным инструментом поддержки финансово-экономического баланса. За счет 18 млрд долларов от МВФ снова планируют частично погасить внешние долги, пополнить золотовалютные резервы, покрыть дефицит бюджета. Это путь на усиление внешней зависимости, а не на построение независимой страны.

Украина, как страна, остановившая зеленых человечков на восточной границе ЕС, вправе рассчитывать на более внимательное, справедливое и профессиональное отношение западных партнеров. Мы должны ставить перед международными организациями и странами-партнерами вопрос об инвестпакете в 60-80 млрд долларов для инвестиций в проекты модернизации страны. Примерно столько в свое время выделили Польше, при этом еще и списав внешние долги.

Один из механизмов – привлечение контролируемых кредитов. Инвесторы, выделяя Украине деньги, получат право контролировать финансовую сторону проектов. Кредиторы и доноры смогут войти в набсоветы и кредитные комитеты организаций, которым предоставляются кредиты, получив право второй финансовой подписи.

Инвестировать в инфраструктуру и производство

Падение ВВП в Украине за последние 2 года составило около 30%. Изменить эту тенденцию можно инвестициями в новые рабочие места и повышением покупательской способности. Внешние инвесторы, не имеющие в стране активов, исторического опыта роботы и "иммунитета", уже покинули ее из-за рисков, так же после так называемой зачистки финансового рынка. Поэтому необходимо стимулировать программы внутренней поддержки экономики с реализацией проектов с высоким уровнем локализации (от 75% и более).

Это поддержка машиностроения, особенно в части продукции, ориентированной на экспорт. Начать можно с техники и оборудования, востребованной и в Украине, скажем для сельского хозяйства, переработки и хранения продукции, подвижного состава для железнодорожных перевозок.

Предприятия, способные обеспечить высокую локализацию производства и экспортные перспективы, должны получить доступ к льготному кредитованию, финансовой поддержке через лизинговые программы, программы госгарантий с привлечением рыночного финансирования, проектного финансирования, возможно, через госзаказы. Частные предприятия смогут получить господдержку за счет залога корпоративных прав, самого объекта финансирования, имущества, их продукции в обороте.

Вариантом оживления национальной экономики являются стратегические программы модернизации инфраструктуры. К примеру, проекты по энергосбережению, модернизации дорог, портовой инфраструктуры, речной логистики, строительству жилья и мостов.

Стоит рассмотреть возможность финансирования таких программ и инфраструктурных проектов с использованием "связанной эмиссии". В условиях высокого уровня локализации и отсутствия в финансовом обороте значительной денежной массы это не приведет к заметным инфляционным процессам и девальвации. В то же время такой подход значительно поддержит развитие других секторов национальной экономики.

Поддержать агросектор. привлечь $100 млрд за 5 лет В Украине частный сектор и мелкие фермерские хозяйства производят 45% валовой аграрной продукции. Но они никогда не были в зоне внимания государства. Мелким и семейным фермерским хозяйствам необходима целевая финансовая поддержка. Государство должно начать финансировать граждан – собственников земли, стимулируя их создавать семейные фермы и малые фермерские хозяйства. Государство должно предоставить равные возможности и альтернативу выбора гражданам – собственникам земли, давая им шанс на честную конкуренцию.

Наращивание объемов производства положительно повлияет на формирование рынка земли. На первом этапе необходима справедливая оценка земли, скажем в 3-4 тысячи долларов за га. Второе условие – долгосрочное и льготное кредитование малых и средних семейных хозяйств. Залогом и обеспечением целевого кредитования станет земля граждан, желающих начать бизнес на своей земле. Такой подход позволит запускать локальные инвестиционные проекты: теплицы, мини-фермы, садовое производство овощей и фруктов.

Параллельно с развитием проектов для малого бизнеса, нужно сделать важнейший шаг – открыть полноценный рынок земли. Это – около 100 млрд долларов поступлений в экономику за 4-5 лет. 10 млн га сельхозугодий, находящиеся в государственной собственности, при правильном использовании дадут экономике 20-25 млрд долларов. Конкурсная продажа прав на долгосрочную аренду с инвестобязательствами позволит получить 6-7 млрд долларов за год-два. Под обеспечение государственных земель сельскохозяйственного назначения можно выпустить и разместить на финансовых рынках земельные бонды. Государство сохранит за собой право собственности на землю и обязательства расчета по бондам.

Приватизировать убыточные госпредприятия, привлечь $80 млрд внутренних инвестиций

В госсобственности в Украине 3374 предприятия. Из них живых – 1920. Их активы в середине прошлого года составляли 813 млрд гривен – почти 52% ВВП. В целом они убыточны, кроме некоторых исключений. Речь идет о колоссальных убытках и разворовывании десятков миллиардов гривен, которые не попадают ни в бюджет, ни в развитие самих компаний.

Выход один – неработающие компании ликвидировать, остальные – приватизировать. Крупные компании, представляющие интерес для стратегических инвесторов, продать на открытом конкурсе. Небольшие можно продавать по упрощенной процедуре по методу голландского аукциона с понижением цены. В нескольких десятках стратегических предприятий нужно обеспечить современную систему корпоративного управления. Частный капитал вернет эти активы в реальную экономику и снимет с государства убытки.

Национальный финансовый рынок утратил доверие. Из 10 западных банков 9 имеют нулевые кредитные лимиты для Украины. Лишь 10% банков оставили минимальные и ранние сокращенные лимиты для старых клиентов. В первом квартале 2015-го объем гривневых депозитов снизился на 4,9%, а валютных – на 17,9%.

Все это – во многом результат несвоевременных и неэффективных действий НБУ. Последствиями ликвидации банков, в частности системных, стали чрезмерные расходы из госбюджета на финансирование Фонда гарантирования вкладов физических лиц (28,9 млрд грн), коррупция в Фонде, и разочарование граждан в банковской системе.

Основным инвестором при отсутствии внешних инвесторов и западных банков на рынке могут быть государство и наши граждане. У граждан на руках около 80 млрд долларов. Их нужно привлечь в экономику, вернув доверие людей к банкам и легализовав эти средства.

Нужно увеличить финансирование Фонда гарантирования вкладов, отменить налогообложение банковских депозитов, возможно, привлечь средства граждан через облигации внутреннего госзайма. В конце концов, провести налоговую амнистию – одноразовое декларирование имущества гражданина по существующей ставке налогообложения дивидендов. При этом сконсолидированные вклады и средства могут быть вложены в госбанки или под целевым и усиленным контролем НБУ в коммерческие банки для кредитования исключительно проектов экономического развития страны.

Оборонный бюджет – как фактор развития страны

 Среди наиболее финансово весомых статей госбюджета – расходы на оборону. В 2016 году они ожидаемо превысят 100 млрд гривен на все силовые структуры. Это – ресурс для экономического роста и развития науки, если их целенаправленно использовать для размещения заказов на украинских предприятиях. В подавляющем большинстве случаев развитие военных и оборонных технологий позволяет успешно использовать их в гражданском секторе. Бюджет оборонной сферы может стать фактором экономического роста страны.

Стимулировать iт-отрасль, сократить расходы на госаппарат

Важно развивать не только производственные направления, но и интеллектуальные. Украинская ІТ-индустрия обеспечивает 1-2% ВВП. Она не требовательна к инфраструктуре, независима от импорта и имеет предпосылки к устойчивому росту. Деньги ІТ при благоприятном финансовом климате остаются в стране. Ее вклад в ВВП уже измеряется миллиардами долларов, но может быть значительно выше. Для этого государство должно хотя бы не мешать ее развитию. Каждый необоснованный обыск в офисе IT-компании или попытка выставить неконкурентные для отрасли налоги, выдавливают наш IT-сектор заграницу.

Госрасходы в Украине в прошлом году составили 50% от ВВП. На содержание контролирующих органов ежегодно выделяется 25 млрд гривен. Одна проверка предприятия в среднем обходится государству в 16 тысяч. А, к примеру, в 2013-м их было проведено почти 1,5 млн. Украине необходимо сократить издержки на госаппарат на 10% от ВВП.

P.S. Приведенные решения – алгоритм и инструментарий реформы для профессионального и решительного правительства. Без таких действий Украина останется фактически государством на внешнем управлении. А с ее реализацией дадим стране шанс на успех.

Іван Мірошніченко Іван Мірошніченко , Народний депутат України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram