Проведение чемпионата мира по футболу-2018 в России за год до его начала все еще под вопросом. Вернее, вопросов здесь пока больше, чем ответов.
На первый взгляд, есть очевидные, лежащие на поверхности факты: в 2014 году путинская Россия совершила акт агрессии против Украины, аннексировала Крым, де факто аннексировала восточные территории Украины, контролируемые сейчас российскими войсками и пророссийскими сепаратистами ("ДНР-ЛНР").
Именно Российская Федерация продолжает поставлять на эти территории свои вооружения, своих «военных специалистов», продолжает удерживать под своим контролем 400-километровый участок российско-украинской границы и в значительной степени содержит на свои средства никем непризнанные сепаратистские анклавы, которые только они сами себя именуют «республиками».
Всего этого вроде бы достаточно для того, чтобы лишить страну-агрессора права проведения чемпионата мира-2018.
Однако тут в силу вступают разнообразные «но». Первый и главный довод не наказывать таким образом путинскую Россию состоит в том, что спорт, якобы, вне политики. «О спорт – ты мир!».
К сожалению, этот лозунг основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена уже много десятилетий продолжает оставаться не более чем благим пожеланием. Причем, как мы знаем из истории 20 века, периодически он используется отнюдь не самыми мирными государствами. Естественно самый известный пример такого рода это проведение Олимпиады 1936 года в Берлине. Кстати, Гитлер тогда тоже много говорил о мире…
Тогда противники проведения Олимпиады в нацистской Германии указывали на дискриминацию и притеснения евреев в этой стране, как на достаточный повод, чтобы не проводить там Игры. Однако лозунг «О спорт – ты мир!» победил.
Проведение Олимпиады-1936 в Берлине защитил сам де Кубертен, побывавший в Германии и в своем пламенном выступлении на государственном немецком радио назвавший Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи». Глава НОК США Эйвери Брэндедж, посетивший Германию накануне Олимпиады, не отставал. Он не нашел оснований для переноса Игр в другую страну, назвав идею бойкота «заговором сионистов» и заявив, что это «чуждая духу Америки идея, заговор в целях политизировать Олимпийские игры».
Причем, заметим, что внешняя экспансия Германии к тому времени уже началась. В марте того же 1936 года Гитлер отдал приказ своим батальонам захватить демилитаризованную Рейнскую область. Франция и Англия, обладавшие в тот момент гораздо более многочисленными вооруженными силами, ограничились лишь словесным осуждением этого явного нарушения Версальского договора, и через несколько месяцев отправили своих олимпийцев в Берлин. Как известно, через 4 года Франция была уничтожена Германией и перестала существовать как независимое государство, а Великобритания подверглась жесточайшим бомбардировкам…
Естественно все исторические параллели условны, однако совпадения сегодняшней ситуации в Европе с событиями 30-х годов XX века бросаются в глаза. С одной стороны, формально все осуждают агрессора, с другой – «спорт – вне политики». Впрочем этот весьма сомнительный тезис, опровергаемый, например, историей бойкота московской Олимпиады 1980 года, к которому из-за вторжение Советского Союза в Афганистан прибегли ряд западных и не только западных стран, сегодня несколько модернизирован.
Так пресс-служба ФИФА в ответ на предложение американского сенатора Ричарда Блюменталя лишить путинскую Россию права проведения чемпионата мира по футболу опубликовала достаточно двусмысленное заявление, в котором говорится: «футбол не может решить политические проблемы, и ФИФА не вмешивается в проблемы суверенитета. Но футбол может стать мостиком между культурами, сблизить людей. Мы выступаем за взаимопонимание и мир между народами и верим, что турниры ФИФА играют в этом важную роль».
Тут важно, что «политические проблемы» и «проблемы суверенитета» хоть сквозь зубы, но все-таки признаются. Однако одновременно, под соусом того, что ФИФА «не может решить» их, тут же следует пассаж, согласно которому «футбол может стать мостиком между культурами» и дальше дежурные бла-бла-бла про «взаимопонимание» «и мир между народами».
Понятно, что за подобной позицией ФИФА стоят разные политические, а больше экономические интересы разных личностей и групп влияния. И тут мы снова упираемся в возникающие естественным образом исторические параллели. Путинская Россия, как и гитлеровская Германия, ведет активную международную политику, везде поддерживая те силы, которые сознательно или за деньги, или по идейным соображениям проводят политику, устраивающую в данный момент нового генералиссимуса.
С другой стороны, мы видим, что Запад, как и 80 лет назад, так и сегодня непоследователен в своем противостоянии агрессору. С 2014 года и по сию пору со стороны крупнейших европейских держав мы видим лишь несколько модернизированную политику «умиротворения» этого агрессора.
Даже наиболее последовательный критик Путина в современной Европе – Германия, на словах не признавая аннексию Крыма и оккупацию части Донбасса, на деле последние месяцы наращивает экономическое сотрудничество с Россией. Так в апреле РИА Новости со ссылкой на данные российско-германской Внешнеторговой палаты, сообщили, что за первые два месяца 2017 года товарооборот между РФ и Германией вырос на 43% по отношению к тому же периоду прошлого года.
Для Путина, как и для любого другого правителя авторитарно-тоталитарного типа, проведение крупных международных спортивных состязаний является делом престижа, демонстрацией «триумфа воли», арийского, русского и прочего «духа».
Экономически такие масштабные спортивные состязания как Олимпиады и чемпионаты мира по футболу нерентабельны, требуют гигантских бюджетных трат, которые обычно не окупаются.
Но в случае с современной Россией все усугубляется и ее агрессивными действиями на международной арене. Как сообщает The Financial Times, ФИФА сегодня испытывает трудности с поиском спонсоров для чемпионата мира-2018: крупные спонсоры опасаются за свою репутацию. Пока основным из них стала китайская Hisense, однако сумма подписанной ею сделки составляет лишь 100 млн. долл., в то время как за счет спонсоров ФИФА обычно покрывает около 2 млрд. долл. затрат на проведение чемпионатов мира. Российские компании также не спешат стать спонсорами ЧМ, опасаясь, что их затраты не окупятся.
Но здесь, как на войне. Путин готов «за ценой не постоять». Тем более, что огромные бюджетные вложения в строительство новых и реконструкцию старых стадионов, возведение гостиниц и дорог, многократно превзошедшие первоначальные сметы, уже вложены и освоены кремлевским олигархатом. Так что с этим у них все нормально.
Между тем противники проведения ЧМ-2018 в России еще имеют шансы попытаться перенести соревнования в другую страну или организовать широкую кампанию бойкота.
Если агрессия против другой страны не является основанием для этого, то есть и другие поводы. Такие, например, как коррупция.
Здесь уместно напомнить, что еще до проведения второго тура президентских выборов во Франции Финансовая прокуратура этой страны (PNF) начала предварительное расследование процесса выборов стран-хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. В связи с коррупционным скандалом в ФИФА своих постов уже лишились и глава европейской футбольной ассоциации (УЕФА) Мишель Платини, и бывший глава Международной федерации футбола Йозеф Блаттер. Причем последний в апреле уже был допрошен по этому делу в качестве свидетеля.
Есть все основания полагать, что новый французский президент Эммануэль Макрон как минимум не будет препятствовать работе французской прокуратуры на этом направлении.
Имеется и еще один существенный фактор, который при желании могут использовать противники проведения чемпионата мира в РФ. Дело в том, что циклопические спортивные сооружения, построенные к мировому первенству в России, возводились в значительной степени бесправными рабами.
Сейчас уже мало кто вспоминает, но в июне 2013 года в России был принят специальный федеральный закон № 108, который фактически выводил иностранных работников, используемых для возведения объектов чемпионата мира-2018, из под действия российского трудового и миграционного законодательства.
В частности, статья 7 этого закона со дня вступления его в силу по 31 декабря 2018 года гласит, что для иностранцев, заключивших договор с Оргкомитетом «Россия-2018», «не требуется предоставление копий разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу для такого иностранного гражданина или такого лица без гражданства либо заявления, подтверждающего прием документов на оформление разрешения на работу».
На практике это означает, что в реальности такой мигрант трудился и трудится, а по документом его как бы и нет. Соответственно эти люди-призраки оказывались и оказываются до сих пор в полном распоряжении работодателя. По сути он мог делать с ними все что угодно и главное единолично решать - платить им зарплату или не платить и что это будет за зарплата, если он все-таки соизволит ее выдать.
Еще одна замечательная статья этого закона - № 10 посвящена труду волонтеров. Она разрешает привлекать их и использовать их труд в обход ФМС, налоговой и трудовой инспекции на основании лишь трудового договора, который они заключат с работодателем. Очевидно, что эта статья была явно заготовлена для тех мигрантов, кто слаб в русском языке. Задача работодателя в этом случае сводилась и сводится лишь к тому, чтобы подписать с мигрантом договор, в котором он будет проходить как волонтер. А когда он, не глядя, подпишет его и через месяц потребует зарплату, ткнуть носом в эту бумажку — все по закону! Ты, мерзавец, волонтер, а значит никаких денег тебе не положено. Простенько и со вкусом!
Статья 11 разрешает устанавливать для этих рабов, а также для наемных работников, работающих за зарплату, ненормированный рабочий день: «FIFA, дочерние организации FIFA, контрагенты FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации, Российский футбольный союз, Оргкомитет "Россия-2018" вправе устанавливать работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, ненормированный рабочий день».
То есть, пахать по 24 часа в сутки, в том числе и ночью, без выходных и праздников на объектах ЧМ - законное дело. 11 статья специально оговаривает, что: «в отношении указанных работников не применяются требования» ряда статей Трудового кодекса. Как то: статьи 113 ТК (запрещение работы в выходные и праздничные дни), статьи 152 (оплата сверхурочной работы), статьи 153 (оплата труда в выходные и праздничные дни), статьи 154 (оплата труда в ночное время)...
Если для международного сообщества всего этого не достаточно для того, чтобы перенести ЧМ в другую страну, то останется лишь задаваться вопросом: «О спорт, ты… что?».